Реклама курортов существует столько же, сколько и сами курорты. Для патрициев римские термы были не только аналогом современного велнес-центра, но и деловым клубом. Других посетителей в термы нужно было зазывать, выкрикивая (лат. reclamare) об услугах банщиков, цирюльников, массажистов.
Сегодня вопрос рекламы или продвижения осложняется еще тем, что у нас, в отличии от римлян, не сформирован культ здорового тела и здоровья в целом. Поколение сорокалетних, того возраста, когда люди всерьез начинают задумываться о здоровье, не знают, что такое курортное лечение.
24 июня 1717 г. Петр I издал Высочайший именной указ, данный Правительствующему Сенату, «О приискании в России минеральных вод». В это время он лечился на водах бельгийского курорта Спа. «Шпаданские» воды он оценил выше Карлсбадских и Пирмонтских, на которых бывал ранее и повелел император найти в России целебные воды, дабы построить там курорт.
Первый российский курорт был основан на Марциальных водах, спустя два года. Император Петр I стал его первым гостем. К этому времени уже были проведены химические анализы и клинические исследования минеральных вод, построены дворцы для высоких гостей и, как бы мы сказали сегодня сказали, нужно было заниматься продвижением курорта. Во время лечения Император издал новый указ «О целительных водах отысканных на Олонце». В указе был подзаголовок «Объявление о марциальных водах на Олонце», который более походил на рекламное объявление, без преамбулы, начинаясь словами: «Понеже оныя воды исцеляют различныя жестокия болезни, а именно…» Далее следовал длинный список болезней, от которых можно получить исцеление на олонецких водах. Спустя 150 лет Ги де Мопассан писал о французском курорте: «длиннейший список этих недугов, врачуемых в Анвале, отличался удивительным разнообразием и был утешителен для больных всех категорий». Список болезней, врачуемых на первом российском курорте в «объявлении о марциальных водах» был еще более утешителен, поскольку оканчивался словами «и от прочих болезней великую силу имеют».
Русская знать, ранее Петра Великого вкусившая все прелести курортного лечения на водах Европы, не спешила отправляться на курорт в российскую глубинку.
В газете «Ведомости» №2 в 1719 г. опубликована, казалось бы, типичная светская хроника о членах царской семьи. Однако, в заметке лишь констатируется факт отъезда к Марциальным водам Прасковьи Федоровны Салтыковой, матери Анны ИоанновныИонановны. Далее расписывались не только лечебные свойства Марицальных вод, которые помогают практически от всех болезней, но и утверждалось, что наши-то воды сильнее иных заграничных в действии признаны. Да, и князь Меньшиков на Олонецкий курорт поедет! Это была уже настоящая реклама первого российского курорта. Заметим, что «Ведомости», основанные Петром I в 1702 г. в то время еще не печатали рекламные объявления. Реклама курортов была вообще одной из первых в России.
Слово «курорт» зафиксировано в 1905 г. в Толковом словаре живaго великорусского языка В.И. Даля, который определил курорт, как лечебное место, куда отправляются, особенно летом, больные и желающие развлечься. Таковым он и остается, и для гостей курорта очень важны, в первую очередь, возможности лечения и профилактики, но сервис, экскурсионные программы и возможности развлечений при выборе курорта или санатория должны соответствовать высокому уровню курортной медицины.
Каким должен быть современный курорт, куда приедут молодые люди, не имеющие опыта санаторно-курортного лечения, но хорошо знакомые с уровнем сервиса зарубежных курортных отелей?
Как курортам эффективно вести рекламную компанию?
Обо все этом на конференции:
«Актуальные вопросы маркетинга частной медицины и оздоровительного туризма 14—15 ноября 2017»
© Надежда Маньшина, 2017
Опубликовано: СКО № 2 (32), 2017
Фото: skift.com
СВЯЗАННЫЕ СООБЩЕНИЯ
300 лет первому российскому указу о курортах
Сегодня вопрос рекламы или продвижения осложняется еще тем, что у нас, в отличии от римлян, не сформирован культ здорового тела и здоровья в целом. Поколение сорокалетних, того возраста, когда люди всерьез начинают задумываться о здоровье, не знают, что такое курортное лечение.
Первое рекламное объявление в первой французской газете «La Gazette» в 1631 г. рассказывало о новом издании Библии на восьми языках. Вторым вышло рекламное объявление курорта: о лечении короля Франции на водах. Владел газетой Теофраст Ренодо, личный врач Людовика XIII.Каким должен быть современный курорт и как его рекламировать? Эти вопросы, волнуют нас также, как и основателей курортного дела в России 300 лет тому назад.
24 июня 1717 г. Петр I издал Высочайший именной указ, данный Правительствующему Сенату, «О приискании в России минеральных вод». В это время он лечился на водах бельгийского курорта Спа. «Шпаданские» воды он оценил выше Карлсбадских и Пирмонтских, на которых бывал ранее и повелел император найти в России целебные воды, дабы построить там курорт.
Первый российский курорт был основан на Марциальных водах, спустя два года. Император Петр I стал его первым гостем. К этому времени уже были проведены химические анализы и клинические исследования минеральных вод, построены дворцы для высоких гостей и, как бы мы сказали сегодня сказали, нужно было заниматься продвижением курорта. Во время лечения Император издал новый указ «О целительных водах отысканных на Олонце». В указе был подзаголовок «Объявление о марциальных водах на Олонце», который более походил на рекламное объявление, без преамбулы, начинаясь словами: «Понеже оныя воды исцеляют различныя жестокия болезни, а именно…» Далее следовал длинный список болезней, от которых можно получить исцеление на олонецких водах. Спустя 150 лет Ги де Мопассан писал о французском курорте: «длиннейший список этих недугов, врачуемых в Анвале, отличался удивительным разнообразием и был утешителен для больных всех категорий». Список болезней, врачуемых на первом российском курорте в «объявлении о марциальных водах» был еще более утешителен, поскольку оканчивался словами «и от прочих болезней великую силу имеют».
Русская знать, ранее Петра Великого вкусившая все прелести курортного лечения на водах Европы, не спешила отправляться на курорт в российскую глубинку.
«Врачую тело свое водами, а подданных примерами; и в том и в другом исцеление вижу медленное»,В письме Генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину он велел «неволею выслать» на курорт галерного мастера француза, которому доктор «весьма велел ехать на Олонец». Проще было отправить на курорт кого-нибудь из ближнего окружения, желательно, высокого сана, чтобы создать новостной повод. Современные маркетологи хорошо знают, что новости о приезде высоких гостей на курорт – это лучшая реклама.
– говорил Петр I своему врачу Р. Эрскину.
В газете «Ведомости» №2 в 1719 г. опубликована, казалось бы, типичная светская хроника о членах царской семьи. Однако, в заметке лишь констатируется факт отъезда к Марциальным водам Прасковьи Федоровны Салтыковой, матери Анны ИоанновныИонановны. Далее расписывались не только лечебные свойства Марицальных вод, которые помогают практически от всех болезней, но и утверждалось, что наши-то воды сильнее иных заграничных в действии признаны. Да, и князь Меньшиков на Олонецкий курорт поедет! Это была уже настоящая реклама первого российского курорта. Заметим, что «Ведомости», основанные Петром I в 1702 г. в то время еще не печатали рекламные объявления. Реклама курортов была вообще одной из первых в России.
«В 30 день июня, Царица Параскевия Федоровна отсюду путь восприять изволила к новообретенным Марциальным Олонецким водам, и другие многия знатныя особы, также и его Светлость Князь Меншиков туда поедет. Понеже оные воды исцеляют различныя жестокия болезни, а именно: цинготную, ипохондриум, желчь, безсильство желудка, рвоту, понос, чечуйную [геморой], каменную, ежели песок, или малые камни, и оные из почек гонит, и от водяной, когда она зачинаетца, от запору месячной крови у жен, от излищняго кровотечения у оных, от апелепсии [эпилепсии], выгоняют глисты, также лечат килы [грыжи], и от прочих болезней великую силу имеют. Оные воды чрез многих болящих освидетельствованы, и Пирамондских [Бад Пирмонт]и Шпаданских [Спа] вод в действии сильнее признаны».После смерти Петра о первом российском курорте забыли. Несмотря на то, что в начале XIX века в России были основаны новые курорты, в том числе самый известный сегодня – Кавказские Минеральные Воды, русская знать продолжала ездить на воды в Европу, о чем писал русский бальнеолог Л.Б. Бертенсон в 1915 г.
«Россия стала главной поставщицей всех известных иностранных лечебных мест. Поездки на воды, предпринимаемые больными не только по предписанию врачей, но и по собственному почину, объясняются необходимостью для людей утомившихся, истрепавшихся и приобретших за зиму те или другие недуги, уйти из условий обыденной жизни и попасть в другие, более благоприятные – на чистый воздух, в новую обстановку. Нуждающееся только в этом уезжают либо по книжке, либо по совету знакомых, либо по указанию врача за чистым воздухом и отдыхом в горы или на берег моря. Больные с недугами, против которых недостаточно одного воздуха, а нужны лечебные воды или грязи, отправляются по указанию врачей, редко по собственному выбору, в соответственные лечебные места. Но ездят за границу не только ради лечения, но и для развлечений, и последние для некоторых больных представляют такую неотъемлемую принадлежность пользования на водах, без которой они не признают и самого лечения или не желают видеть успеха от него».Сегодня слово курорт имеет совсем иную коннотацию. Это скорее место отдыха, чем оздоровления. В контексте употребляют чаще всего вместе с прилагательным: пляжный курорт, горнолыжный курорт, лечебный курорт. Уже мало кто задумывается, что это сложное слово курорт (cure и ort) и означает лечебное место и пишут о «курортных курортах».
Слово «курорт» зафиксировано в 1905 г. в Толковом словаре живaго великорусского языка В.И. Даля, который определил курорт, как лечебное место, куда отправляются, особенно летом, больные и желающие развлечься. Таковым он и остается, и для гостей курорта очень важны, в первую очередь, возможности лечения и профилактики, но сервис, экскурсионные программы и возможности развлечений при выборе курорта или санатория должны соответствовать высокому уровню курортной медицины.
Каким должен быть современный курорт, куда приедут молодые люди, не имеющие опыта санаторно-курортного лечения, но хорошо знакомые с уровнем сервиса зарубежных курортных отелей?
Как курортам эффективно вести рекламную компанию?
«Открыть воду – этого еще мало, надо найти для нее потребителей»,– говорил один из героев романа Монт-Ориоль Ги де Мопассана.
Обо все этом на конференции:
«Актуальные вопросы маркетинга частной медицины и оздоровительного туризма 14—15 ноября 2017»
© Надежда Маньшина, 2017
Опубликовано: СКО № 2 (32), 2017
Фото: skift.com
СВЯЗАННЫЕ СООБЩЕНИЯ
300 лет первому российскому указу о курортах
Комментарии