воскресенье, 20 сентября 2015 г.

2006. Spa & Health: Спа-туризм: исторический опыт и перспективы развития

Архив: конференции

20 сентября (2006) в выставочном центре «Крокус Экспо» прошла 2-ая Международная конференция «Spa & Health», посвященная оздоровительному туризму. 
Модератор 2-й международной конференции по лечебно – оздоровительному туризм:  Надежда Валерьевна Маньшина.С приветствием к участникам конференции обратился Президент Российского союза туриндустрии Сергей Павлович Шпилько. Модераторы конференции: вице-президент по развитию Ассоциации «Курорты Подмосковья» Наталья Сергеевна Прокопцова и начальник отдела лечебно-оздоровительного туризма медицинского центра «Медси»  Надежда Валерьевна Маньшина.
Тема конференции чрезвычайно актуальна. В настоящее время спрос на оздоровительный туризм растет. Ежегодно более пятидесяти миллионов человек используют целебные воды для лечебных целей и многие миллионы людей наслаждаются этими водами в «велнес» и «спа-центрах». Во всем мире в настоящее время отмечен рост интереса к такому направлению в туризме, как «Health tourism» и «Wellness Travel». 
Своими впечатлениями о конференции делится Надежда Маньшина. 
Оздоровительный отдых в спа и велнес-центрах – бизнес, ориентированный в будущее. Согласно статистике TUI AG (Touristik Union International), одного один из крупнейших в Европе туристических концернов, около 40% граждан Германии интересуют оздоровительные туры. В Немецкой курортной ассоциации считают, что спрос на оздоровительные туры возрастет в четыре раза к 2009 году. Такая тенденция прослеживается по всей Европе. Как считают в Европейской курортной ассоциации (ESPA) около 20 миллионов европейцев посещают курорт, по крайней мере, один раз в год. По данным НИИ рыночной экономики во Франкфурте около трети туристов из Германии посещают спа и велнес-центры Австрии, что дает австрийским курортам доход 17-19 миллиардов евро. В Австрии около 8 миллионов жителей и около 700 спа и велнес-отелей, которые приносят ежегодный доход более чем 1 миллиард евро. В Австрии отмечен ежегодный рост спроса туров в спа-центры на 10 %, что составляет 10% от числа всех иностранных туристов, а это 11 миллионов человек, ежегодно приезжающих на альпийские курорты за здоровьем. 
В России «путешествия за здоровьем» (лечебно-оздоровительный туризм) становятся все более популярным среди широких слоев населения. Государственной статистики, учитывающей спрос на отдых с лечением на российских и зарубежных курортах, мы не нашли. По данным компании Аврора-Интур, одной из ведущих компаний в этом сегменте туристского рынка, в 2005 году спрос на оздоровительные туры увеличился на 25% по сравнению с 2004 годом. Основными курортными направлениями для компании являются курорты Венгрии, Чехии, а также курорты России: Подмосковье, Средняя полоса России, Каминводы, Черноморское побережье и 50% продаж по этим направлениям – оздоровительные туры.  

Среди участников конференции не было случайных людей. Пришли те, кому действительно интересны все тонкости организации спа-центра. Всех можно разделить на две категории – это те, кто строит спа-центры и те, кто продает оздоровительные туры в эти спа-центры. Это бесспорные лидеры индустрии, в чьих правилах не останавливаться на достигнутом, а, используя опыт мировой спа-индустрии двигаться дальше. 
Например, санаторий Кивач, на Марциальных водах открытых при Петре I, известен как один из лидеров среди здравниц, предлагающих программы эндоэкологического очищения. Не нуждается в особом представлении и центр горнолыжного спорта «Абзаково». Для них, видимо, нужно расширять ассортимент услуг. Были представители городских спа - петербургского роскошного SPA-курорта в центре города «Beauty Palace «MADAM GRAND» и московского Центра красоты и здоровья «Валентина»; представители спа-отелей и «звездных» санаториев: подмосковного «Усадьба СПА», и петербургского «Гелиос-отеля», Черноморских – сочинского «Санатория Русь» УДП РФ и анапского Спа-отеля «Аквамарин», Кисловодских санаториев «Плаза» и «Долина Нарзанов». Представители отелей и санаториев менее известных: «Малинки Клаб-Отель» из Иваново, СОК «Чистые пруды» из Пензенской области, «Солнечный берег» из Чувашии. Зарубежных спа-центров: «Baltic Beach Hotel» из Юрмалы (Латвия) и «Mandara Spa» из Малайзии. Представители консалтинговых компаний: «Отель-Лайн» и «Артефакт СПА». В числе участников от туриндустрии – представители туристских компаний, занимающихся организацией лечебно-оздоровительного туризма и лечения за рубежом: «Алерсе», «География красоты и здоровья», «Медассист», «РоялМедГрупп» из Москвы и «Гранд Байкал» из Иркутска. Организаторы эксклюзивного туризма: «Роскошный отдых», «Helios Luxury Travel Services». Зарубежные туристские компании: «Bulgarian VIP Tours» из Болгарии и  «Meeting Tour Travel & Spa Consultants» из Латвии. Специализированные издания представляли: Издательский дом «Космопресс» с изданиями для профессионалов в области косметологии и прикладной эстетики с постоянной рубрикой «Спа-профиль» и «Doctor Travel» – журнал для современной женщины, которая заботится о своем здоровье и внешности. Безусловно, «огласить весь список»  участников конференции невозможно, но то, что тема «SPA & HEALTH» волнует многих – это бесспорно. 

На конференции можно было узнать об особенностях деятельности спа-центров всего мира. Доклады тоже можно разделить на две категории: как построить спа-центр и как им управлять. То, что это две стороны одной медали известно давно. Еще 150 лет Ги де Мопассан поведал миру о секретах успешного продвижения курорта устами предпринимателя и банкира Андермата: 
«Открыть воду – этого еще мало, надо найти для нее потребителей, а чтобы найти их, еще недостаточно поднять шум в газетах и самим кричать повсюду: “Наша вода бесподобна, она не имеет себе равной!” Надо, чтобы об этом сказали спокойно и веско люди, имеющие бесспорный авторитет в глазах этих самых потребителей, в глазах больных, публики на редкость доверчивой, которая нужна нам, которая хорошо платит за лекарства, – словом, надо, чтобы похвалы исходили от врачей. Не вздумайте сами выступать в суде, предоставьте говорить адвокатам, ибо судьи только их одних слушают и понимают, – так и с больными говорите только через докторов, иначе вас и слушать не станут».
К сожалению, мы не увидели на конференции этой категории участников – там не было врачей городских медицинских центров, которые должны рассказать потенциальным клиентам спа-центров о пользе такого отдыха и помочь сделать выбор. 
Один из докладов затрагивал эту тему. Михаил Кочиашвили, генеральный директор НОУ «Спа Технологии и менеджмент» в своем докладе «Спа-туризм: вчера, сегодня и завтра»  говорил об уникальных технологиях, разработанных российскими бальнеологами и возвращении традиции российской курортологии – рекомендаций врача перед поездкой на курорт. 

Объедение единомышленников и обмен информацией – одна из важнейших задач выставок и конгрессов. Известно, что перед поездкой на воды советоваться с докторами повелел венценосный курортник Петр I. Такая работа уже давно проводится под эгидой Российского союза туриндустрии. Один их самых посещаемых разделов информационного портала «Санкуртур» – раздел он-лайн консультаций, где мы даем рекомендации по выбору курортов. Медицинские выездные конференции РСТ и компании «Аврора-Интур» проводятся на мировых курортах с участием врачей не только ведущих здравниц, участвующих в некоммерческом партнерстве «Санкуртур», но и врачей городских медицинских центров. Разработанная в «Медси» «Система поиска курортов» легла в основу методических материалов для компании «Аврора-Интур», где российские и зарубежные курорты и санатории, с которыми работает эта компания, систематизированы по климатическим зонам, указан тип вод, лечебных грязей, основной профиль курортов. Ими пользуются менеджеры туркомпании, врачи-консультанты. 

Одна из проблем развития лечебно-оздоровительного туризма – недостаток современной информации о целебных водах. Издания последних лет можно буквально пересчитать по пальцам: это «Путеводитель по курортам мира», подготовленный и изданный медицинским центром «Медси»; серия книг «Исторический путеводитель. Путешествие за здоровьем», совместный продукт туркомпании «Аврора-Интур» и издательства «Вече». В 2006 году в издательстве «Балтика» вышла книга профессора Пономаренко Г.Н. «100 лучших курортов мира». В настоящее время мы готовим к выпуску второе издание справочника-каталога «Лечение на российских курортах», где на примере российских здравниц, участвующих в НП «Санкуртур», расскажем о природных лечебных факторах – климате, целебных водах, грязях, методах курортного лечения и лечебных программах. 

Нельзя недооценивать роль врача городских медицинских центров в организации оздоровительного отдыха. Первые книги о курортах и лечении на водах, изданные в России, были адресованы именно городским докторам. В них рассказывалось о немецких и французских водах, чем очень возмущался известный врач и пропагандист курортного лечения, автор книг о лечении на водах, Лев Бенрадович Бертенсон, в своей статье «Могут ли излюбленныя русскими больными иностранныя лечебныя мъста быть замънены отечественными?»  опубликованной в Биржевых Ведомостях в 1915 году. Прошло почти сто лет, но и сегодня «ъздят за границу не только ради леченiя, но и для развлеченiй, и послъднiя для нъкоторых больных представляют такую неотъемлемую принадлежность пользованiя на водах, без которой они не признают и самаго леченiя или не желают видъть успъха от него». 

На российских курортах уже появились «звездные» отели, которые предлагают очень эффективные лечебные и оздоровительные программы и интересные формы досуга. Обо всех тонкостях организации Спа-центра рассказывали докладчики участникам, а они приехали практически со всего света, представляя на форуме лучшие мировые курорты и профессиональные ассоциации.

О том, «как создать Спа-центр и управлять им» в докладах на форуме «SPA & HEALTH» от  лучших мировых курортов и консалтинговых компаний. 

О Филипинской модели спа и об уникальных методах филиппинской медицины говорила в своем докладе Марджори П. Лопингко, президент «Lopingco BHY Corporation» (Филиппины). Филиппинская медицина часто ассоциируется с филиппинскими хилерами, между тем эта страна хранит традиции траволечения, массажа, кроме того, на Филиппинах 57 термальных источников. Эти методы в тандеме с новыми технологиями, но главное, холистический подход к здоровью человека, позволили превратить Филиппины в велнес-острова. 
Уникальным возможностям оздоровительного отдыха и спа-центрам Каталонии был посвящен доклад Кристины Ионицкой, директора московского офиса Представительства «Turisme de Catalunya» в странах СНГ и Восточной Европы. 
Подробно о курортах Каталонии  на страницах RATA-news № 1550-1562 от 26.06.-12.07.2006 после поездки на курорты российской делегации, организованной РСТ и московским офисом «Turisme de Catalunya». 
О тенденциях в организации Спа-отдыха класса «люкс» рассказали Петра Видман, исполнительный директор «PW Consulting International» (Германия) и Майкл Поляков, специалист по организации международного здравоохранения «Medi Consult», (США/Европа). 

Как сделать бренд узнаваемым, а услуги спа-центра востребованными в условиях динамичного развивающегося рынка и высокой конкурентности? 
Социологический портрет потенциального клиента спа-центра описал Артур Бобовницки (Словакия), старший консультант по менеджменту «Innovative Management Partner Consulting (IMP)» в своем докладе «Маркетинг в спа-индустрии – задачи, стратегии и методы. «Case study» из Словакии. Он подчеркнул, что несмотря на глобализацию туристского рынка, следует персонифицировать услуги и при стратегическом планировании учитывать возраст и национальные особенности потенциальных курортников. 
Доктор W.Edwards Deming, признанный авторитет в области менеджмента качества, утверждал: «Потребитель должен получить то, что он хочет, когда он этого хочет и в той форме, в какой он этого хочет. Но главное к чему должна стремится компания – это заставить потребителя восторгаться, предоставляя ему даже больше того, что он мог ожидать. Главный принцип модели Кано – добавить такую характеристику в туристский продукт, который сможет удивить клиента и заставит его восхищаться. Восхищенный клиент расскажет об этом восьми своим знакомым, а неудовлетворенный – шестнадцати (это уже данные американских исследований в области маркетинга). 
Исторически сложилась, что женщины являются главными потребителями курортных услуг. Мужчины начинают осознавать, что им необходим оздоровительный отдых и восстановительное лечение, но им все еще трудно принять необходимость курортных процедур, они легче воспринимают командные виды спорта. Подростки часто сопровождают родителей, они менее всего готовы принять стандартный продукт, их привлекает все современное и с элементами «я сам». Похожий социологический портрет велнес-туриста мы видим в исследованиях НИИ Досуга и туризма Бернского университета (Швейцария). Анализ он-лайн консультаций информационного портала Санкуртур (Година Л.Б. Курортные ведомости №4, 2006) свидетельствует о том же: 77% вопросов о курортном лечении заданы женщинами. Основной нитью доклада г-на Бобовницки был постулат о необходимости понимать клиента. Модные тенденции приходят и уходят, но успешными в будущем будут только те курорты, которые учитывают запросы клиентов. 

Замечу, что рынок иногда преподносит сюрпризы. Так, открывая центр реабилитации после эстетических операций, в санатории «Дюны» рассчитывали, что основными потребителями услуг будут женщины. Каково же было удивление главного врача Сергея Спицина, когда услуги вновь созданного центра стали пользоваться спросом у мужчин. Видимо, сработал один из принципов Кано: ключевым моментом является предоставление таких услуг, которые удовлетворяли бы и даже превосходили ожидания целевых клиентов (в данном случае, перенесших эстетические операции).

Как сделать выбор Спа-центра потенциальному клиенту и, учитывая обилие предложений на рынке, повысить значимость бренда и степень доверия к компании? 

Ориентируйтесь на знак качества «Best Health Austria» –рекомендовал Кристофер Грубер, управляющий директор «Best Health Austria» Ltd (Австрия) в докладе «Знак качества «Best Health Austria» – Австрия на пути к лидерству среди европейских оздоровительных направлений». О том, что Австрия – бесспорный лидер в лечебно-оздоровительном туризме, вы можете судить по цифрам, приведенным выше. Знак качества «Best Health Austria» принят в Австрии, а также в странах ЕС и Европейского экономического пространства (EWR) и он уже присужден 92 курортным отелям. Оценка ведется по 130 критериям, разработанным в соответствии со стандартами, принятыми в ЕС. Учитывается не только качество материальной базы: «звездность» отеля, наличие развитой инфраструктуры, современного оборудования, но и уровень квалификации персонала. В состав независимых экспертов входят представители страховых компаний, здравоохранения, туристской отрасли, кроме того, свою оценку дают СМИ и клиенты спа, велнес отелей, а их в Австрии около 700, а также пациенты 200 Реа-клиник. К 2008 году знак качества «Best Health Austria» смогут получить около 250 отелей и клиник. Программа сертификации была разработана полноправными партнерами: объединениями: «Best Health Austria» и «Alpine Wellness» и реализуется с 2003 года при поддержке Федерального министерства экономики, Министерства здравоохранения, Экономической палаты Австрии. Знак качества поможет потребителям выбрать те отели и клиники, которые действительно соответствуют категориям «спа» и «велнес», а также позиционировать Австрию как страну №1 в оздоровительном туризме. 

Поскольку такие понятия как  «спа» и «велнес», имеющие все больший рыночной спрос, не защищены законодательно, каждый может использовать его. Это может иметь самые непредсказуемые последствия, считает профессор М. Кунце из Института социальной медицины Венского университета, поскольку услуги, оказанные неквалифицированным персоналом, могут иметь самые серьезные последствия для здоровья. 

О необходимости обследования перед оздоровительным отдыхом и врачебного контроля в велнес отеле говорят и в Швейцарии. Особенно это важно для людей из группы риска: лиц старше 60 лет, постоянно принимающих лекарства, имеющих хронические заболевания. Это является одним из важнейших критериев среди «Высококачественных критериев для велнес-отелей» разработанных ассоциацией Wellfeeling в Швейцарии. Во многих странах Европы право на вывеску «спа-отель» и «велнес-отель» имеют только те, что соответствуют критериям национальных ассоциаций, поскольку все понимают, что в условиях рыночной экономики к новому трэнду готовы примкнуть многие. Однако некачественные услуги непрофессионалов бросят тень на всю отрасль. К сожалению, у нас с этим все гораздо проще. Достаточно лишь в удобные строки прейскуранта внести три заветные буквы «спа-маникюр», «спа-массаж» и уже можно сменить простенькую вывеску на гордое «Спа-центр». 
К счастью уже много исключений из этого правила. 15 июля состоялось официальное открытие пятизвездного сетевого отеля «СПА Бутик-отель «Родина», единственного на сегодняшний день на Сочинском побережье отеля такого уровня. Спа-центр в отеле еще не открыт, поскольку это не простое дело.
Спикер: Пакпилаи Тависин (Таиланд)

О том, насколько непросто создать спа, говорили в своих докладах врачи, создавшие спа-центры: Сергей Урецкий, врач, специалист по антивозрастной медицине (Германия) и Пакпилаи Тависин (Таиланд). Сергей Урецкий около 30 лет занимался онкологией, а Пакпилаи Тависин чуть меньше 20 лет посвятила дерматологии. Оба сказали практически одно и тоже: «Как сохранить резервы здоровья и, предложив человеку немедикаментозные методы оздоровления и лечения, дать ему активное долголетие?». Их доклады начинались с одной фразы: «Я подумал / я подумала». 
Сергей Урецкий считает, что нельзя что-то восстановить в организме, не узнав резервов здоровья. Он рассказал о высокотехнологичных методах обследования, которые стоят во главе угла всей anti-aging-медицины. Программы оздоровления долгосрочные и требуют постоянного врачебного контроля. Уже на конференции вице-президент по развитию Ассоциации «Курорты Подмосковья» Наталья Прокопцова предложила доктору Урецкому совместный проект: обследование в Германии и реализацию программы на курортах Подмосковья. 
У доктора Тависин подход к проблеме антивозрастной терапии более красивый – женский! Думаю, она многих зарядила своей энергией и замечательной фразой, которую в процессе доклада повторяла много раз: «Я подумала и делаю!». Получив классическое медицинское образование в Таиланде и в Америке, доктор Тависин подумала, что можно лечить не только лекарствами и разработала бизнес-план спа-центра. В «S Medical SPA», которым она руководит, работают 15 врачей – лучшие специалисты в гинекологии, дерматологии, ведь женская красота во многом зависит от женского здоровья. Есть среди них специалисты по акупунктуре и кинезитерапевты, владеющие восточными и западными технологиями мануальной терапии. Первый этаж занимает зона спа, а на втором расположены медицинские кабинеты, но этот этаж менее всего напоминает медицинский центр. О том, что человеку не нужно постоянно напоминать, что он «больной», я уже слышала в Венгрии, когда мы разговаривали с главным врачом в уютном холле медицинского центра велнес-отеля, с мягкими диванами, картинами на стенах и обилием цветов. Однако медицинские кабинеты в таких центрах и отелях оборудованы по всем правилам науки и современных представлений о гигиене. 
В середине XIX века бурно развивающаяся фармацевтическая промышленность вытеснила моду лечения на водах. Сегодня немедикаментозные методы лечения возвращаются на свое место. Там, где не нужна экстренная помощь и речь не идет о жизни и смерти, а также для сохранения резервов здоровья и профилактики обострений хронических заболеваний нужны другие методы, действующие не столь быстро, но мягко и щадящие другие органы. 
«Больные с недугами, против которых недостаточно одного воздуха, а нужны лечебныя воды или грязи, отправляются по указанiю врачей, ръдко по собственному выбору, в соотвътственныя лечебныя мъста», 
– писал известный врач, автор книг о курортном лечении, Л.Б. Бертенсон почти 100 лет назад. 
Поехав за красотой в спа-центр или центр талассотерапии на Лазурный берег или на солнечные острова в Тихом океане можно вернуться с заболеваниями. А если предварительно посоветоваться с врачом – можно выбрать тот спа-центр, который устроит по уровню комфорта и предлагаемым программам и, кроме того, поможет восстановить, а не разрушить здоровье. Известная истина, что чудо-машины в спа-центрах – это аппаратная физиотерапия, которая имеет противопоказания, почему-то забывается, когда речь идет не о лечении боли в спине, а о коррекции фигуры. 
«In vino veritas, in aqua sanitas», 
– говорили древние римляне, и если вино мы выбираем по вкусу и совету опытного сомелье, то воды – по показаниям, руководствуясь рекомендациями квалифицированного врача. 
Неподалеку от Зальцбурга, среди альпийских лугов на высоте около 1000 метров расположены два пожалуй самых известных австрийских курорта: Бад Гашатйн и Бад Ишль. Фешенебельные курорты привлекали русскую знать еще в середине XIX века. Только в Бад Гаштайне спа-процедуры и купания в горячих радоновых водах показаны дамам бальзаковского возраста, а купания в соляных водах Бад Ишля молодым красавицам, желающим иметь детей. Курорт знаменит тем, что после пребывания и лечения водами соляных источников и целебными грязями, у венценосных курортников Габсбургов, эрцгерцога Карла и принцессы Софии, появились долгожданные дети, которых прозвали «соляными принцами». 

Велнес, спа-центры сейчас можно встретить как в городе, так и в загородной зоне. Каждый центр предлагает «уникальные методы» Вот почему еще в начале XIX века врач, ученый, основатель макробиотики  Кристофер Гуфеланд считал, что о «минеральных водах посторонний врач может свидетельствовать вернее и надежнее, нежели тот, который пользует при оных». 
Однако трудно обвинить в предубежденности докладчиков из Таиланда, Германии, Филиппин, Америки, которые, построив спа-центр, утверждают, что сделали лучшее. В перерывах я услышала мнение участников конференции: «Все доклады были интересными, и каждый спикер дал информацию для размышления».

© Маньшина Надежда, 2006

20 сентября в выставочном центре «Крокус Экспо» прошла 2-ая Международная конференция «SPA & HEALTH», посвященная оздоровительному туризму. Конференция была организована в рамках Международной выставки эксклюзивного туризма «LUXURY LEISURE» и стала составной частью крупнейшего осеннего туристического форума: одновременно с ней прошли 12-я Международная туристская выставка «Отдых \ Leisure-2006» и Международная выставка делового туризма «MIBEX». Форум по лечебно-оздоровительному туризму явился одним из профессиональных выставочных проектов холдинга MSI/ЗАО «Евроэкспо» наравне с такими крупными мероприятиями, как международные выставки «Отдых\Leisure» (19-22 Сентября 2006 г.), «Аптека», «Интертул», «Aqua-Therm». 

Комментариев нет: