пятница, 24 апреля 2015 г.

2007. Москва. Spa- и Wellness-центры. Традиции и современные тенденции развития

Надежда Маньшина

Международный Форум «Инвестиции и сервис в гостинично-ресторанной индустрии». 24 апреля 2007 г. Москва

Наличие SPA- Wellness-центра в отеле особенно важно для активных деловых людей, для которых  внешность и вид здорового преуспевающего человека являются своеобразной визитной карточкой, а занятия споротом и посещение фитнес-клубов – образом жизни. Для них важно даже в деловых поездках, которые составляют значительную часть их жизни, следовать установленному образу жизни.
В отелях, ориентированных на конгресс-туризм и деловой туризм, создание Центра здоровья (SPA- Wellness-центра) соответствует международным стандартам.
SPA- и Wellness-услуги востребованы и у другой категории гостей отеля, путешествующих с познавательной целью (экскурсионный туризм). Такие гости посещают Центр здоровья утром или вечером, после экскурсий. Наконец, такие центры могут быть фитнес клубом для жителей близлежащих районов города.  

В начале было слово – Spa & Wellness.

Слово «Spa» появилось в английском языке в 1596 г., оно было в буквальном смысле принесено из Бельгии с углекислыми водами бельгийского курорта Спа в графство Йоркшир (Северная Англия). Топоним города-курорта своим происхождением обязан латинскому слову «spargere»  – пузыриться, или валлонскому espa – фонтан. В английский язык слово «Spa» вошло не как географическое название, а как обозначение места, где осуществляют водолечение. Слово «Well» на земле кельтов с древних времен означало родник, кладезь, святой источник – «Holy Well», а позже и курорт с минеральными водами. 
Слово «Wellness – благополучие» впервые зарегистрировано в английском языке в 1654 г. В середине XX века слово получило новое звучание, после того как в 1959 г. американский врач А. Данн впервые написал об особом состоянии здоровья, которое определил как чувство полного благосостояния – «high-level wellness». Концепция велнес, предложенная А. Данном полностью соответствует определению Всемирной организации здравоохранения 1946 года: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». 

Основные сходства и отличия Spa & Wellness центров. 

Если предположить, что этимология слова «Wellness» восходит к известному с древних времен слову «Well – источник», то отличительные признаки Spa и Wellness-центров можно объяснить различиями в подходе к лечению водами курортов и Святых источников. В Spa-центре или в санатории нужно доверить свое здоровье профессионалам, которые назначат питьевое лечение, ванны, выполнят процедуры. Однако еще в первом веке римский поэт и сатирик Д. Ювенал сказал: «Orandum est ut sit mens sana in corpore sano – Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом». В Wellness-центрах главное то, что человек занимает активную жизненную позицию и несет ответственность за свое здоровье. Большая часть оздоровительных процедур построены по этому принципу: медитация, различные «Школы здоровья», йога, аэробика, фитнес, гидрокинезитерапия. Труд души и духа вознаграждается красивыми Spa-процедурами, укрепляющими тело: стоун-терапии, аюрведой, различными видами массажа. 

Каким должен быть современный Spa & Wellness центр? 

Основные принципы известны человечеству уже более 2000 лет. Как свидетельствует Плиний Старший в своей «Естественной истории» (XXIV, 1), медицина появилась у римлян через 600 лет после основания Рима. В основе римской системы оздоровления были термы. В настоящее время основные идеи римских терм представлены в Spa- и Wellness-центрах. «Маршрут здоровья» римских патрициев начинался с palaestras – атлетических занятий. Тренажеры, фитнес, игровые виды спорта – обязательный элемент оздоровительных, Spa- и Wellness центров. После этого можно перейти в «термы» – в водную и термальную зоны. В таких зонах всегда есть табло, рекомендующие «маршрут здоровья» и продолжительность каждой остановки. Горячая зона представлена – финской сауной (laconicum) или русской баней с холодной купелью (сaldarium), теплая с влажным паром – турецким хамамом (vaporarium). Современные «бани» – инфракрасная сауна, фитосауна «Кедровая бочка», пантопаросауны требуют индивидуальной дозировки и не входят в зону «терм», свободную для доступа всех гостей отеля. В холодной зоне (frigidarium) можно умыться снегом или пройтись по круглым камням в неглубоком бассейне с ледяной водой. Современные бассейны могут быть оборудованы гейзерами, каскадными душами, горками. Неизменный атрибут всех SPA – джакузи. Зона отдыха представлена теплыми каменными лежаками (tepidarium) или шезлонгами у открытого бассейна. Бассейны многих Spa- и Wellness-центров заполнены водами целебных источников (в этом случае у бассейна установлено табло с составом воды и рекомендованное время купания). В Германии еще в XIX веке вошли в моду купания в соляных источниках, как аналог модным тогда морским купаниям. На таких источниках были построены курорты, трансформировавшиеся в настоящее время в SPA & Wellness центры. В Подмосковье воды подземного Московского моря (выведенные скважинами с глубины от 1 000 м) заполняют бассейны с «морской» водой во многих санаториях. Отдых на термальных источниках в выходные чрезвычайно популярен в Венгрии, Франции, Италии, Израиле, Японии. Это, может быть, в какой-то степени противоречит законам традиционной бальнеологии, однако согласно клиническим рандомизированным исследованиям дает стойкий клинический эффект в виде уменьшения болевого синдрома, увеличения подвижности суставов и не приводит к обострению заболеваний (М. Тишлер, термальный центр Хамей Йоав, Израиль). 

Востребованность различных услуг Spa & Wellness центров

Исторически сложилась, что главными потребителями курортных услуг являются женщины. Мужчины начинают осознавать, что им необходим оздоровительный отдых и восстановительное лечение, но им все еще трудно принять необходимость курортных процедур и основным методом оздоровления они считают различные виды спорта. Анализ он-лайн консультаций информационного портала sankurtur Российского союза туриндустрии свидетельствует о том же: 77% вопросов о курортном лечении заданы женщинами. Согласно исследованиям НИИ Досуга и туризма Бернского университета (Швейцария) 96% «бизнесвумен» отдают свое предпочтение высоким медицинским технологиям, индивидуальным процедурам, беседам с психологом и занятиям гимнастикой, в то время как эти услуги востребованы только у 50% «бизнесменов». А вот бассейн, джакузи, сауну и хамам предпочитают больше 80% мужчин и женщин (требовательных и независимых) и лишь 30% «нетребовательных гостей» старше 58 лет. 

Каким процедурам следует отдать предпочтение в зоне индивидуальной терапии? На этот вопрос нет однозначного ответа. На наш взгляд выбор определяют многие факторы, среди которых главенствующее место занимают маркетинговые мероприятия и подбор кадров, что можно продемонстрировать на примере лечебно-оздоровительных комплексов (ЛОК) медицинского центра «Медси». В ЛОК в цокольном этаже «Медси» (Грузинский пер., д 3а) более востребован массаж 53,8%, менее – услуги косметолога 8,5%, в то время как в ЛОК в гостинице «Космос» к косметологу обращаются 40,9% всех клиентов, а массаж выбирают лишь 20%. (Уровень оснащенности, профессиональной косметики и презентабельность интерьеров в наших ЛОКах одинаково высоки).  

«Паспорт здоровья» потенциального потребителя Spa & Wellness-услуг 

«In vino veritas, in aqua sanitas», – говорили древние римляне, и если вино мы выбираем по вкусу и совету опытного сомелье, то воды – по показаниям, руководствуясь рекомендациями квалифицированного врача. Однако статистика свидетельствует об обратном. Выбирают курорт по рекомендации врача всего 6% потенциальных курортников (опрос Sankurtur.ru, социологическое исследование Санкт-Петербург). Еще меньше проходят обследование перед поездкой на курорт. По данным медицинского центра «Медси» с  профилактической целью в 2006 г. обратились 2,54% от числа всех прикрепленных (100 тысяч человек), что составило всего 0,29% от числа всех посещений. Возможно эта цифра выше, однако статистика «Медси» свидетельствует, что почти половина всех прикрепленных не делает ни одного посещения в год (т.е. не знает о текущем состоянии здоровья). Маловероятно что, имея страховой полис ДМС с возможностью обследования в одном из самых престижных медицинских центров «Москвы, оснащенном диагностическим оборудованием последнего поколения, человек пойдет на обследование в районную поликлинику. Потенциальными потребителями санаторно-курортных услуг, а также услуг Spa & Wellness центров могут быть около 40% пациентов ЗАО «Медси» («DMG», 2004): 80% пациентов «Медси» входят в возрастную группу 25 – 50 лет, имеют высшее образование, 50% из их числа предпочитает отдых на зарубежных курортах. Согласно статистике ВОЗ 70-75% населения Земли имеют по 2-3 хронических заболеваний в стадии ремиссии. Все вышесказанное свидетельствует об одном – медицинский контроль в Spa & Wellness центрах обязателен. 

О необходимости обследования перед оздоровительным отдыхом и врачебного контроля в Welness-отеле говорят и в Швейцарии. Особенно это важно для людей из группы риска: лиц старше 60 лет, постоянно принимающих лекарства, имеющих хронические заболевания. Наличие квалифицированных врачей в штате Wellness & Spa центра является одним из важнейших требований среди «Высококачественных критериев для Велнес-отелей» разработанных ассоциацией «Wellfeeling» в Швейцарии, а также ассоциаций «Best Health Austria» и «Alpine Wellness» в Австрии. 

«Сделайте медицинское обследование частью ваших планов на отпуск».

Такое предложение часто публикуют американские курорты. В настоящее среди российских бизнесменов и бизнесвумен увеличивается число приверженцев здорового образа жизни. Однако темп жизни и степень занятости не позволяют уделить должное внимание здоровью в условиях трудовых будней. Диагностические программы, скрининг, депистаж, Check-up – популярное направление современной профилактической медицины  и популярность таких программ будет расти.

© Маньшина Н.В. 2007
Публикуется "как есть"

Маньшина Н.В. Spa- и Wellness-центры. Традиции и современные тенденции развития. //Международный Форум «Инвестиции и сервис в гостинично-ресторанной индустрии»., Москва  24 апреля 2007 г. 


Комментариев нет: