понедельник, 9 февраля 2015 г.

2012. Wellnes Spa Forum. Москва.Оздоровительный туризм: тренды глобального рынка и перспективы развития в России

Надежда Маньшина
Wellness & Spa Forum
IV Международный форум для специалистов
7-9 февраля 2012 г., г. Москва

Оздоровительный туризм: тренды глобального рынка и перспективы развития в России 

Оздоровительный туризм – самый динамично развивающийся сегмент туристского рынка. Мировой рынок оздоровительного туризма оценивается более чем в 2 миллиарда долларов США и продолжает расти. В России оздоровительный туризм составляет около 15 процентов рынка внутреннего туризма. Большим спросом пользуется только пляжный отдых. Лечение и профилактику выбирают только 14 % всех гостей коллективных средств размещения, в то время как 34 % выбирают отдых.
Развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации, так сказано в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» которая была утверждена в августе 2011 г. постановлением Правительства России.
Для развития оздоровительного туризма государственная поддержка остро необходима. Несмотря на то, что порядок ведения государственного реестра курортного Фонда Российской Федерации утвержден 4 года назад Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08. 2007 г. № 522, курортного реестра в России нет. Если для турбизнеса отсутствие реестра санаториев не так важно, поскольку каждая компания работает со «своими» здравницами, то для медицины это большое упущение. Врачи не знают, в каком состоянии находится курортная отрасль. Организация оздоровительного отдыха практически возложена на туркомпании.
В настоящее время на туристском рынке России представлены около 1000 российских санаториев и более 300 курортов «на водах» из 35 стран мира. Курорты всех европейских стран объединены в профессиональные ассоциации и имеют хорошие информационные порталы, где можно не только узнать об особенностях курортного лечения, но и подобрать курорт с учетом имеющихся болезней. В России есть сайты ассоциаций курортов Кавминвод и известных курортов, например, Кисловодска, Анапы, Железноводска, Белокурихи. Однако в России нет единого интернет-портала, который бы мог не только предоставить всю необходимую информацию, но и помог выбрать санаторий по профилю заболевания. Если же поиск курорта или санатория вести через Яндекс, Гугл и др., то совершенно очевидно, что первые страницы будут заполнены сайтами туркомпаний. В описании на сайтах туркомпаний всё как в романе Ги де Мопассана: воды чудодейственны и помогают от всех болезней. Они приводят длинные списки показаний, констатируют, что в гостинце спа – есть и дают полную информацию о средствах размещения. Учитывая главный тренд современных санаториев: «лечить всех от всего», менеджер туркомпании не может рекомендовать «нужный курорт». 
По данным РОССТАТа в 2008 г. лечебно-оздоровительные процедуры как цель пребывания указали 5007 тыс человек, в 2010 уже на полмиллиона меньше –4572 тыс. чел., в том числе в гостиницах – 148 тыс. в 2008 г.  и 126 тыс. в 2010 г. 
Согласно опросу ВЦИОМ:
  • 27 процентов россиян хотели бы провести свой отпуск в санатории или на курорте.
  • Однако отдыхали в санаториях всего лишь  –– 4,5 млн, что составляет всего 3% населения России. 
  • 9 процентов –– не хотят отдыхать на российских курортах и 9 процентов россиян (12,605 млн) уехали в прошлом году отдыхать за рубеж. 

Эти цифры явно свидетельствуют о том, что реклама зарубежных курортов более эффективна, чем отечественных. 
Сегодня на курорт едут чаще всего те, кто имел опыт лечения в санатории со времен Советского Союза. При этом средняя загрузка российских санаториев не превышает 60 процентов. Но это то же, что и средняя температура по больнице. Все хорошо знают, что загрузка КавМинВодских санаториев почти 100 процентов в год. 
70% обеспеченных людей в возрасте 30-45 лет незнакомы с курортным лечением – это экспертная оценка крупных туркомпаний. Чтобы они не уехали оздоравливаться за рубеж, мы должны не только развивать инфраструктуру отечественных курортов и санаториев, но и рассказывать о ней. Также как и о красоте природы в этих краях, и об уникальных лечебных методиках, доступных только в наших санаториях и спа-отелях. Например, с использованием янтаря на курортах Калининграда или сибирских трав и кедра в Ханты-Мансийске. 
Единой статистики о мировом рынке оздоровительного туризма нет. Но все эксперты считают, что спрос на услуги санаториев, спа и велнес отелей будет расти. Здоровье – эта та статья расходов, на которой люди не экономят. Продвижение лечебно-оздоровительного туризма в России – это не только залог успешного бизнеса, но и социально-значимая задача. 

Информация о спикере: 
Маньшина Надежда Валерьевна

Более 30 лет занимается вопросами реабилитации и более 10 лет – информационными проектами в области лечебно-оздоровительного туризма.
Окончила Алтайский медицинский университет в 1979 г. 
Автор книг «Путеводитель по курортам мира» (2003), «Курортология для всех» (2007), соавтор книг о курортах Кубани, Кавказских Минеральных Вод, Крыма, Венгрии, Румынии. Автор более 40 публикаций в СМИ, специализированных изданиях для профессионалов турбизнеса, научно-практических журналах для врачей. 
Спикер и модератор международных конгрессов и конференций по оздоровительному и медицинскому туризму. 


Маньшина Н.В. Оздоровительный туризм: тренды глобального рынка и перспективы развития в России  // Материалы IV Международный форум для специалистов в области спа и велнеса «Wellnes & Spa Forum». 7-9 февраля, 2012, Москва.  Россия

Комментариев нет: