пятница, 18 сентября 2015 г.

Курорты и государственно - частное партнерство

Государственно-частное партнерство в здравоохранении и его роль в реабилитации в условиях курорта (на примерах курортов Европы).

Надежда Маньшина 
II Научно-практическая врачебная конференции с международным участием «Актуальные вопросы преемственности оказания медицинской помощи на стационарном, поликлиническом и санаторном этапах».
 18 сентября 2014 г. Домодедово, Россия
Каждый пациент Национальной службы здравоохранения (SSN),
имеет право на получение курса лечения (один раз в год),
которые оплачивает SSN. Италия
Курортная медицина занимает одно из ведущих мест среди методов первичной и вторичной профилактики. Ежегодно более 4,5 млн. человек получают санаторно-курортное лечение в российских здравницах и около 2,5 млн оздоравливаются в спа и велнес-центрах зарубежных курортов. (Оздоровительный туризм составляет около 14 % всего туристического потока [Global Wellness Institute, 2013]. 


На российском рынке лечебно-оздоровительного туризма представлены более 300 курортов из 35 стран (без учета спа и велнес центров отелей класса Luxury). Поток выездного туризма увеличивается с каждым годом. По данным Всемирной туристской организации в 2013 г. произошел значительный рост выездного туризма из России: на 24% в количественном и на 18% в денежном выражении, уступив по показателю расходов лишь самому крупному выездному туристическому рынку – китайскому. Сколько денег могло бы остаться в России?

Одним из реальных инструментов оздоровления нации является развитие внутреннего туризма, как сказано в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011 — 2018 годы). По данным РОССТАТа в 2013 г. курортный комплекс России насчитывал 1250 здравниц [в том числе 565 детских] на 342 тыс. мест, в 2007 г. было 1309 санаториев на 345 тыс. коек [в том числе 570 детских]. Особое место среди них занимают курорты юга России: Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод, Подмосковья. Однако, курорты и санатории, использующие уникальные природные лечебные ресурсы, есть по всей России.

Согласно разработкам Всемирной туристской организации, для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция в туристическом потоке: один въездной турист – один выездной – четыре внутренних (1:1:4). В России в 2012 г. на 2,5 млн. въездных туристов приходилось 15,3 млн. выездных и 33 млн. внутренних туристов. Следовательно, эта пропорция составила (1:6:13). В структуре российского оздоровительного туризма можно не учитывать въездной туризм, который составляет 0,3% всех гостей курортов (10-12 тыс./год). Пропорция «выездной/внутренний» 2,5:4,5 (млн.) составляет (1:1,8) и явно указывает на недостаточное развитие внутреннего оздоровительного туризма. 

Одной из причин низкой востребованности оздоровительного отдыха на российских курортах является недостаточная информированность населения о курортах, санаторно-курортном лечении и его значении для здоровья человека. Опрос руководителей 450 туристических компаний, работающих на рынке лечебно-оздоровительного туризма, показал, что около 70% достаточно состоятельных людей в возрасте 30-45 лет незнакомы с курортным лечением, более 40% пациентов коммерческих медицинских центров ежегодно проводят свой отдых за границей. Они предпочли бы оздоровительный отдых, но не располагают информацией о курортах и возможностях курортной медицины. Информация и реклама лечебно-оздоровительного туризма составляет 1-3 % от объема специализированных изданий и экспонентов международных туристских выставок в России.

Грамотная рекламная политика туристических представительств европейских стран в России уже принесла свои результаты. Сегодня на курортах Карловы Вары (Чехия), Хевиз (Венгрия), Рогашка Слатина (Словения) и др. уже доминируют туристы из России, значительно обогнав любителей путешествий на воды из Австрии и Германии.  

Такой успех курортной отрасли в странах Европы, имеющих схожие с Россией традиции курортного лечения, на мой взгляд, обеспечивает государственно-частное партнерство. Эффективная информационно-рекламная деятельность обеспечивает поток туристов в высокий сезон, тогда как в межсезонье в курортных отелях оздоравливаются граждане этих стран. Программы полного или частичного финансирования оздоровительного отдыха есть во многих странах, где традиции курортного лечения насчитывают не одно столетие. В Германии, Италии, Словакии, Словении, Польше, Чехии нормативно-правовыми актами утверждены показания и противопоказания к курортному лечению, финансируемому за счет средств медицинского страхования. К примеру, в Венгрии врач выписывает направление на санаторно-курортное лечение в бальнеолечебницы, имеющие государственные лицензии и аккредитацию, «руководствуясь здравым смыслом». В Италии, напротив, и показания и количество лечебных процедур строго регламентированы. Ингаляции с минеральной водой, грязелечение и минеральные ванны оплачиваются национальной системой здравоохранения частично, при этом пациенты курортных учреждений в возрасте от 6 до 64 лет оплачивают € 50 за курс лечения, или около € 3,10 – для пациентов моложе 5 старше 65 при семейном доходе не превышающем  € 36.151,98 (2009 г.).

В России в настоящее время программа санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, по формулировке Постановления Правительства РФ, – приостановлена. В 2011 г. 4,859 млн россиян отдыхали в санаториях, из них 170751 человек (3,8%) – по социальным путевкам, за счет средств ФСС. Согласно исследованиям ВЦИОМ 27% россиян хотели бы провести свой отпуск в санатории или на курорте. Однако ежегодно в санаториях отдыхают около 4,5 млн, а это всего лишь 3% граждан России. Как свидетельствует маркетинговое исследование «Стиль жизни среднего класса» (Quans Research, 2011 г.) услуги здравниц оплачивали лишь 6% респондентов, пользующихся платными медицинским услугами.

Менеджеры туркомпаний уже знают, что санаторно-курортное лечение показано не всем. Они узнали это на опыте, по отрицательным отзывам своих клиентов. В туркоманиях также уже столкнулись с тем, что их клиентов не приняли в санатории. После обследования, выяснилось, что есть противопоказания. Обследование было проведено не по месту жительства как положено, а в санатории – как водится. Известны случаи, когда врачи городских медицинских центров отказывались заполнять санаторно-курортную карту, ссылаясь на приказ №256 Минздрава, где сказано, что карта может быть заполнена только при наличии путевки. Но путевки есть только у тех, кто получает их по линии ФСС, в клиенты туркомпаний получают ваучеры, обменивая их на путевки уже в санатории. 

Одна из первоочередных задач в развитии оздоровительного туризма – наладить контакты с врачами городских клиник. Неправильный выбор курорта и санатория – это не только вред отдельному клиенту, но и всей отрасли лечебно-оздоровительного туризма.

Врачи не знают, в каком состоянии находится курортная отрасль. Какой санаторий работает, а какой уже перепрофилирован в отель, закрыт на реконструкцию. В рамках базовых курсов читаются лекции о методах курортного лечения, но где, на каких курортах применяют их? Возможно на зарубежных. Курорты стран Европы объединены в национальные курортные ассоциации, имеют интернет–ресурсы, где есть информация о курортах, о том, как лечат на курортах, о показаниях для лечения на этом курорте и о противопоказаниях к курортному лечению. Потребность рекламировать курорты возникла одновременно со строительством первых курортов, две тысячи лет назад в Древнем Риме. В середине XVII в. были заложены главные принципы рекламы: достоверность – единственный путь убедить человека за исцелением «поехать на воды», а не пойти в ближайшую аптеку. Достоверную информацию могут представить только профессиональные курортные объединения, которые в России еще предстоит создать.

©Надежда Маньшина, 2014

Фото: скриншот benessere.com/terme/requisiti_cure_termali.htm
Каждый пациент Национальной службы здравоохранения (SSN), имеет право на получение курса лечения (один раз в год), которые оплачивает SSN

При цитировании библиографическая запись:

Маньшина, Надежда. Государственно-частное партнерства в здравоохранении и его роль в реабилитации в условиях курорта (на примерах курортов Европы). // II Научно-практическая врачебная конференции с международным участием «Актуальные вопросы преемственности оказания медицинской помощи на стационарном, поликлиническом и санаторном этапах». 18 сентября 2014 г. Домодедово, Россия): [Электронный документ] (http://dr-manshina.blogspot.ru/2015/05/2014.html) Проверено ДД.ММ.ГГГГ.

Маньшина, Надежда. Государственно-частное партнерства в здравоохранении и его роль в реабилитации в условиях курорта (на примерах курортов Европы). [Электронный ресурс] / PROkurort. Общ. концепция и тексты: Н.В. Маньшина. – Режим доступа: http://dr-manshina.blogspot.ru/2015/05/2014.html. – Дата обращения: ДД.ММ.ГГГГ.



Комментариев нет: