четверг, 23 июня 2016 г.

Традиции и новинки спа для развития санаторно-курортного бизнеса

Надежда Маньшина 
SPA management, 01-2011 [62-65]
Публикуется в авторской редакции 

Grand Spa del Rome Cavalieri
Спрос на услуги спа- и велнес-центров растет во всем мире. Как считают в Европейской курортной ассоциации (ESPA), около 20 миллионов европейцев посещают курорт, по крайней мере, один раз в год. Государственной статистики, учитывающей спрос россиян на отдых с лечением на российских и зарубежных курортах нет. Однако многолетний мониторинг поисковых запросов в интернет показывает существенный рост запросов по ключевым словам: курорт, санаторий, спа, велнес.
Такая тенденция на российском туристском рынке обусловлена, прежде всего, тем, что в России меняется отношение к своему здоровью и из потребительской категории оно все более переходит в экономическую категорию. Кроме того для активных деловых людей внешность и вид здорового преуспевающего человека являются своеобразной визитной карточкой, а занятия споротом и посещение фитнес-клубов – образом жизни. В отелях высокого класса, ориентированных на конгресс-туризм и деловой туризм, наличие Центра здоровья (спа-, фитнес- или велнес-центра) соответствует международным стандартам. Поэтому все процедуры спа-центров, составляющие программ красоты и анти-стресс, призваны обеспечивать «гладкую кожу лица, мимически хранящего следы веселого нрава» – главные составляющие красивой внешности по оценке как жителями коренных племен в Венесуэле и Парагвае, так и людьми из России, Бразилии и США.

Традиции курортной медицины в современных spa & wellness-центрах
Основные принципы оздоровления известны человечеству уже более 2000 лет. В основе римской системы оздоровления были термы, основные идеи которых в настоящее время представлены в спа- и велнес-центрах. «Маршрут здоровья» римских патрициев начинался с palaestras – атлетических занятий. Тренажеры, фитнес, игровые виды спорта – обязательный элемент оздоровительных, спа- и велнес-центров. После этого можно перейти в «термы» – в водную и термальную зоны. В таких зонах всегда есть табло, рекомендующие «маршрут здоровья» и продолжительность каждой остановки.
В Германии еще в XIX веке вошли в моду купания в соляных источниках, как аналог модным тогда морским купаниям. На таких источниках были построены курорты, трансформировавшиеся в настоящее время в спа- и велнес-центры. В Подмосковье воды подземного Московского моря, выведенные скважинами с глубины от 1 000 м, заполняют бассейны с «морской» водой во многих санаториях. Отдых на термальных источниках в выходные чрезвычайно популярен в Венгрии, Франции, Италии, Израиле, Японии. Это в какой-то степени противоречит законам традиционной бальнеологии, однако согласно современным исследованиям дает стойкий клинический эффект и не приводит к обострению заболеваний.
Еще одна составляющая спа-центров, возможно даже более частая – программы ухода за лицом и телом. Женщины для ухода за лицом и телом использовали дары природы задолго до появления специальных косметических средств. Известно, что воды Мертвого моря везли через пустыни во дворец Клеопатры, когда слава о солях, дарующих не только исцеление, но и красоту, достигла берегов Нила. В древних японских хрониках можно прочесть, что за одно купание в Таматсукури онсен (бассейне с целебными водами) можно обрести ослепительное лицо и фигуру, а за два избавиться от болезней. В XIX веке на курорте «Старая Русса» дамские талии затягивали в плотный корсет из лечебной старорусской грязи, поскольку считалось, что грязь «поедает» жировые складки на боках.

Преимущества и принципиальные отличия спа- велнес-цетров в санаториях и курортных бальнеоцентрах от аналогичных услуг, предлагаемых салонами красоты.
  • Программы оздоровления разработаны врачами, нередко в сотрудничестве с профильными НИИ, с учетом последних достижений в области курортной медицины, косметологии и физиотерапии. 
  • В программах используются не только средства профессиональной косметики, но и природные: минеральные воды, грязи.
  • Условия санатория – красивые пейзажи, размеренный ритм, свобода от множества обязанностей, – делают косметические процедуры более эффективными. 
  • Программы являются медицинскими, составляются индивидуально, в зависимости от исходного состояния клиента (пациента), при их составлении учитываются показания и противопоказания. После обследования базовые программы могут быть адаптированы под индивидуальные особенности пациента.
  • Особенностью курортов России и стран СНГ является наличие хорошо оснащенной диагностической базы. Это не только продолжение традиций санаторно-курортного лечения, но и необходимость, поскольку 50% клиентов спа-центров не проходят ежегодное профилактическое обследование. 
  • В отличие от россиян все граждане Евросоюза имеют страховой полис, в котором указаны данные обследования за текущий год, что можно считать обязательной диспансеризацией. Однако и в Европе и во всем мире говорят о необходимости обследования перед оздоровительным отдыхом и врачебного контроля в велнес-отеле. Особенно это важно для людей из группы риска: лиц старше 60 лет, постоянно принимающих лекарства, имеющих хронические заболевания. 
  • Наличие квалифицированных врачей в штате Wellness & SPA центра является одним из важнейших требований среди «критериев для Велнес-отелей» разработанных ассоциациями Австрии, Венгрии, Швейцарии, и др. 
  • «Сделайте медицинское обследование частью ваших планов на отпуск». В настоящее среди российских бизнесменов и бизнесвумен увеличивается число приверженцев здорового образа жизни. Однако темп жизни и степень занятости не позволяют уделить должное внимание здоровью в условиях трудовых будней. Диагностические программы, скрининг, депистаж, Check-up – новое направление современной профилактической медицины и популярность таких программ будет расти. 
  • Диагностические программы хорошо сочетаются с короткими спа-программами выходного дня в условиях курорта. 
Спа-процедуры не являются лечебными мероприятиями, а скорее сопутствующими услугами санаториев, однако они востребованы, поскольку:
  • Повышают конкурентоспособность санатория / курортного отеля
  • Способствуют большей загрузке, особенно в низкий сезон 
  • Повышают терапевтическую эффективность курортной терапии, оказывая общее гармонизирующее действие 
  • Повышают экономическую эффективность, как за счет продаж дополнительных услуг (оздоровительных и спа-процедур), так и за счет продаж сопутствующих товаров (природных и косметических средств для домашнего ухода, спортивной одежды и обуви для посещения бассейнов и фитнес-центров) 
В настоящее время многие санаторно-курортные учреждения открывают спа-центры, косметические салоны, аква-зоны. Наиболее эффективным здесь представляется подход, когда спа-центр в санатории существует достаточно автономно и доступен для посещения «с улицы», для всех гостей курорта.

Литература:
1. Ardell D. B. High Level Wellness. – Berkeley, 1977.
2. Deane E. Spadacrene Anglica. OR The English Spa Fountain. London, 1626 / Reprint 1922 With Commentary by Alex Butler and James Rutherford.
3. Diez de Velasco, F., Balnearios y dioses de las aguas termales en Galicia romana— AEArq. 58, 1985, pp.69-98.
4. Diez de Velasco, F., Balnearios y divinidades de las aguas termales en la Península Ibérica en época romana.— Madrid, 1987. — 456 p.
5. Dirckx, John H., The language of medicine, its evolution, structure, and dynamics  — New York : Praeger, 1983.
6. Dunn, H. L. High-level Wellness for man and society. // American Journal of Public Health  1959, 49 (6). pp.786-792.
7. Merriam-Webster's Collegiate Dictionary 11th edition. — Merriam-Webster; 2003 г 1664 p
8. Mueller H., Kaufmann E.L. Wellness tourism: Market analysis of a special health tourism segment. // Journal of Vacation Marketing. 2001; 7: pp.5-17
9. English Etymology Dictionary; Encyclopædia Britannica 2006 Ultimate Reference Suite DVD, Eintrag „spa“; Oxford English Dictionary Band 16 (1989), Seite 86
10. Виленский М.Я. Авчинникова С.О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры № 11 2004
11. Грубер К. Знак качества «Best Health Austria» – Австрия на пути к лидерству среди европейских оздоровительных направлений. // Материалы II Международной конференции «SPA & HEALTH», Москва, 21 сентября, 2006
12. Маньшина Н.В. SPA, Wellness,бальнеология: общие аспекты развития направлений // Материалы III Международной конференции «SPA & HEALTH», Москва, 26 сентября, 2007
13. Маньшина Н.В. Курортология для всех. Заздоровьем на курорт — М. : «Вече», 2007. — 592 с.
14. Маньшина Н.В. О роли врача городских медицинских центровв организации оздоровительного отдыха // Медицинский совет, Научно-практический журнал для врачей. №3-4 2008
15. Сегеди А. Европейский подход к созданию критериев spa. Стандарты и критерии в велнес отелях Венгрии // Материалы III Международной конференции «SPA & HEALTH», Москва, 26 сентября, 2007
16. Семенов Б.Н. О некоторых спорных тенденциях в курортном деле. / Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры.  — М. 1999, № 3 С. 49-52
17. Тишлер М. Лечебные источники – истина, спрятанная под водой // профессор Моше Тишлер, руководитель отдела внутренних болезней ревматологической службы больницы «Асаф Ха-Рофэ», Црифин — www.hamei-yoav.co.il


Маньшина Н. Традиции и новинки спа для развития санаторно-курортного бизнеса // SPA management, №1, 2011, с. 62-65

Комментариев нет: