Как писать медицинские тексты

Пишем книги про медицину: о Правиле трех «К» от академика Б.Б. Першина,  с дополнениями и комментариями

Часть II. Основная

После публикации первой части Правил трех «К», где было больше кофе, чем книг, на страницах FB мне пришли комментарии. Они и стали отправной точкой для этого поста. Хотя, конечно же, все эти годы я с благодарностью вспоминала короткую беседу с академиком Першиным о том, как писать книги и, прежде всего, медицинские тексты.




Вообще-то книги писать просто, – как-то сказал мне академик Першин. Все, что нужно, – это три «К»:
  • Кофе крепкий
  • Карандаш остро заточенный*
  • Книги предшественников
Случился этот час ученичества в конце 90-х, я тогда работала врачом в московском фонде «Помоги себе сам», на каналах кабельного телевидения рассказывала про здоровье и писала свои первые статьи. Вот с такой статьей – об эндокринной системе, – меня и отправили к Борису Борисовичу (академику Першину, как все звали его в Центре).

Карандаш в современном мире заменил компьютер. В 2000 году на рабочем столе академика Першина стояла элегантная винтажная пишущая машинка.


Статья была предназначена для телефонного справочника: «Здоровье Москва». Объем  публикации был лимитирован, а нужно было рассказать об анатомии и функции эндокринной системы: полиорганной, со сложной иерархически-организованной функцией.

Чрез пару секунд чтения, Борис Борисович спросил:
– А где паращитовидные железы. Ты начала с верхней анатомически железы: эпифиз, гипофиз, щитовидная железа. Дальше вилочковая, а где паращитовидная, расположенная выше вилочковой.

Я начала что-то рассказывать об ограниченном размере для публикации и большом объеме информации, которую нужно донести до читателя. Потому-то я и описала паращитовидную железу ниже, кратко, когда рассказывала о функции эндокринной системы.

– Запомни, если ты рассказываешь о медицине для широкого круга читателей у тебя их, как минимум, два:
  • Первый и главный читатель – это просто человек, который тебе безмерно благодарен за то, то ты для него сделала «перевод с медицинского языка на понятный».
  • Второй читатель – твой уважаемый коллега, который всегда готов с важным видом воскликнуть: «А товарищ не понимает!». Поэтому популярный медицинский текст должен быть не менее достоверен, чем профессиональные публикации.
Я думаю, вы разделяете мои чувства. Согласно принципу Питера*, самое страшное в профессии – достичь уровня своей некомпетентности.
____________
* Принцип Питера — положение, выдвинутое и обоснованное в одноименной книге Лоуренсом Питером. Формулировка: «В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности».

Возможно, потому в моих статьях так много цитат, от которых я должна оттолкнуться, на них опереться и цитатой подкрепить свои рассуждения на тему...

Как тут не вспомнить еще одну:
Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов.
Исаак Ньютон. 1676 г.
Не знаю, удастся ли мне хоть что-то увидеть дальше других, но когда я пишу, я должна «стоять-сидеть-лежать» на стопке книг-статей-фильмов предшественников.

Моя верная помощница — Шанель 

Процесс написания медицинских текстов сложно как-то систематизировать. Но я продолжаю читать книги о писательстве. Очень много советов нашла у Харуки Мураками, в его автобиографических записках «О чем я говорю, когда говорю о беге» и между строк в любимых книгах «Охота на овец» и «Дэнс, дэнс, дэнс».

10 тысяч часов и главные правила моей бабушки 

Независимо от рода занятий и профессии, в которой хотим достичь мастерства, необходимы 10 тысяч часов ученичества. Но известно, что ничему нельзя научить, можно только научиться. Поэтому все, кто хочет достичь компетентности, постоянно читает эти самые «книги предшественников»: статьи и новости со всех уголков мира в сфере профессиональной деятельности.

Когда я задумываю написать статью, всегда вспоминаю удава с его знаменитой фразой: «у меня есть мысль, и я ее думаю»¹. Свою мысль я думаю денно и нощно, и очень трудно идентифицировать, где меня застала лучшая из этих мыслей, позволившая найти нестандартный ход в статье, выделить классификационные признаки или найти еще одну форму запроса Гуглу.

Первый спа в России открыли в 1828 г. по франшизе, – я про это узнала вчера, благодаря Учению академика В.И. Вернадского о ноосфере, которое всесильно, потому что оно верно!

Много лет назад информацию о «минерашках» – первых российских городских спа, – использовала в докладах на конференциях. Когда писала «Курортологию для всех» в 2007 г., эта информация хорошо легла во «Введение». Недавно я решила опубликовать в блоге текст из «курортологии для всех», но, чуть погуглила и нашла новые первоисточники. Дописала старый текст, и, как мне казалось, получился большой интересный материал. Но, был, по-моему мнению, маленький недочет, требующий уточнения.

Была у меня такая мысль, и я ее думала, и гуглила. И тут-то на меня и посыпались... тексты 1825—1850 гг. Если бы я не нашла Московский вестник за 1827 год и другие «книги предшественников» начала XIX века, то история первого городского курорта осталась без свидетельств современников.

Как хорошо, что я пишу не в толстый журнал XIX века, а в блог, в котором текст можно изменить и дополнить. «Шей да пори – не будет простой поры», – говорила моя Бабушка. Текст, которым уже делилась на прошлой неделе, изменила в очередной раз.

Читать книги предшественников и много читать, необходимо и для того, что сработал еще один закон для научно-популярных публикаций, в том числе и медицинских, который я называю «второй закон диалектики»²: когда наберу много информации и ей становится тесно в моей голове, она начинает структурироваться сама собой.

Здесь уместно сказать еще об одном правиле от Бабушки: «Утро вечера мудренее». Вспомните, как часто верное решение приходит на рассвете. Для меня этот бабушкин совет работает особенно четко тогда, когда я засиживаюсь допоздна, в попытке найти решение. Видимо, мысль, которую «я думаю», остается доминирующей, и, когда во время сна информационный шум стихает, наш внутренний компьютер находит «нужный файл».

Давно известно, что мы ничего не забываем, ни одной прочитанной строчки. Просто порой не получается быстро найти  нужную информацию, особенно, если наша память не очень хорошо организована, и, главное, не тренирована. Возможно, еще и потому, что с возрастом процесс вспоминания занимает чуть больше времени: за годы жизни количество прочитанных книг возрастает и наше личное хранилище информации увеличивается.

Как научится писать медицинские тексты? Есть только один способ: читать как можно больше «книг предшественников». Мой любимый древний афоризм³:
Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но каждый человек тебе великий учитель
Читая книги, статьи у одних авторов мы невольно учимся, как надо писать медицинские тексты, а у других – как нельзя, ни при каких обстоятельствах.

Не провоцировать у читателя «болезнь 3-го курса» – это еще одно правило книгописания на тему «медицина для всех», которому следую все эти годы. Болезнью «3-го курса», как известно, страдал главный герой повести Дж.К. Джерома, «Трое в лодке, не считая собаки», который прочитав медицинскую энциклопедию, не нашел у себя только родильной горячки и воды в коленном суставе.⁴

Есть еще одна причина читать много, и не только «книги предшественников». Давно прочла, как мне помнится, у Сомерсета Моэма, который, как известно, был врачом, прежде чем стал знаменитым писателем: «Если врач не знает ничего кроме медицины, то, скорее всего, медицины от тоже знает».

Ну, а кофе, это уже по настроению. К тому же, я сова – пишу по ночам, кофе пью много, но только в первой половине дня.

Да, и, главное, в моем понимании творческого процесса:
любое дело должно подчинятся каким-то правилам системы⁵.

Правила «системы» в моем представлении о Правилах книгописания «3 К»

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон.
Макиавелли. Государь.
Когда среди ночи мне вздумалось проиллюстрировать это самое «правило трех К»: Книги :: Кофе :: Компьютер (который почти во всем заменяет мне карандаш), я просто начала раскладывать на полу свои любимые книги и милые женскому сердцу всякие штучки: куда же без них. Перекладывала с места на место по одному принципу: нравится—не нравится. Лишь потом, на фото, увидела дуальность моего мира.

Правила книгописания Три «К»: кофе, компьютер, книги предшественников. Женский вариант

На серовато-коричневом благородном фоне любимых (горячо-горячо любимых) антикварных книг, поблекших и пожелтевших  от времени, диагоналями выделяются яркие цветные пятна:

Красный цвет платья Фриды – коробка фильма справа внизу, перекликается с алой театральной сумочкой (слева). Не соперничая с книгами, и занимая меньшую часть пространства: это время для отдыха: кино и театр. Делу – время, потехе – час.

Синий цвет монеистического мира современной художницы Илоны Бородулиной (вверху справа) соперничает с ультрамарином мира Ван Гога с программки балета «Тщетная предосторожность» Екатеринбургского театра оперы и балета. Восхитительный балет!

Что такое мужской портрет на обложке журнала «Дилетант», не знаю: интересное чтение или еще одна точка в вечном гендерном споре? На обложке «Дилетанта» мужской портрет моего любимого актера Владислава Дворжецкого в любимом фильме – «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, по мотивам произведений Михаила Булгакова (врача). Учредитель журнала – Алексей Венедиктов. Полагаю, не такой уж это и гендерный спор. Просто очередная констатация еще одного закона диалектики: единства и борьбы противоположностей мира мужчины и женщины.

Бюст Пушкина по центру выше: этот символ  без комментариев. Мне его подарила скульптор, Член союза художников России, из числа благодарных больных, давно. Стыдно, но  не могу назвать имени, не помню: лечилась по поводу варикозной болезни, ...ноги помню...

Вот таков мой взгляд на творческий процесс. Думаю, у каждого он свой.

Мужской вариант Правила «3 К»: кофе, компьютер, книги предшественников
(мое видение мужского рабочего пространства в «черном зеркале» компьютера)

Мужской вариант правила книгописания  «3 К»: кофе, компьютер, книги предшественников

©Надежда Маньшина, 2015
Фото: Надежда Маньшина

____________


¹Из мультфильма «38 попугаев» (1976) режиссера И. Уфимцева.

²Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектике Гегеля, сформулированный Ф. Энгельсом.

³Записано К.Антаровой.  Две жизни. М., 1993—94. Ч. 1—3, Часть III. 

⁴*Housemaid's knee "колено горничных, бурсит (выпот, вода в колене), развивающийся у горничных, как результат постоянных микротравм коленного сустава при мытье полов.
Housemaid's knee не только «женская» болезнь, но и болезнь низшего сословия, которой не мог страдать аристократ J. В ранних русских переводах J. не нашел у себя другой женской болезни: родильной горячки. В предисловии к книге «Курортология для всех» я взяла русский вариант диагноза английского пациента – «вода в колене»
// I plodded conscientiously through the twenty-six letters, and the only malady I could conclude I had not got was housemaid's knee.//
Здесь же, для пущей важности, указано две болезни, которые J. не нашел у себя в русских переводах: «родильная горячка» и «вода в колене».

Система (от др.-греч. σύστημα – целое, составленное из частей; соединение) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство.


PS. Я уже исправляла ошибки на этой странице, но написано все было «в один присест», на эмоции. Теперь  их уже не вижу, но, скорее всего, ошибки где-то есть.
Поэтому, просто вспоминаем

Законы Мерфи о публикациях:

Закон публикаций Джоунса
При печатании книги в нее всегда вкрадывается несколько ошибок, которые никто не заметит.

Следствие Блоха
Открыв сигнальный экземпляр на произвольной странице, автор тут же наткнется на самую грубую ошибку.

В точности этого Закона мне случалось убедиться в 2003 г. Проверяя пленки для печати «Путеводителя по курортам мира», на первой странице из стопки, которую мне подали, я увидела – «называются кроты». Речь шла, безусловно, о курортах. Меня заверили, что эту пленку напечатают еще раз, без чудовищной ошибки. Но, увы, сигнальный экземпляр я открыла на той же странице и с той же ошибкой.

Комментарии

Отказ от ответственности

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Моя цель: через блог PRO kurort рассказать о лечении и оздоровлении на российских и зарубежных курортах, организации санаторно-курортного дела и лечебно-оздоровительного туризма. Решение, как использовать эту информацию, принимаете вы сами! Читать дальше

Поделиться