Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 363н
«Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха»
С изменениями и дополнениями от: 9 июня 2015 г., 13 мая 2016 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2012 г.
Регистрационный № 24308
Извлечение
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и
социального развития РФ
от 16 апреля 2012 г. № 363н
Порядок
оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха
С изменениями и дополнениями от:9 июня 2015 г., 13 мая 2016 г.
1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним (далее - детям) в период оздоровления и организованного отдыха.
2. В организации отдыха и оздоровления (далее - учреждения) направляются дети, не имеющие следующих медицинских противопоказаний для пребывания в учреждениях:
соматические заболевания в острой и подострой стадии, хронические заболевания в стадии обострения, в стадии декомпенсации;
инфекционные и паразитарные болезни, в том числе с поражением глаз и кожи, инфестации (педикулез, чесотка) - в период до окончания срока изоляции;
установленный диагноз "бактерионосительство возбудителей кишечных инфекций, дифтерии";
активный туберкулез любой локализации;
злокачественные новообразования, требующие лечения, в том числе проведения химиотерапии;
эпилепсия с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению;
эпилепсия с медикаментозной ремиссией менее 1 года;
кахексия;
психические расстройства и расстройства поведения в состоянии обострения и (или) представляющие опасность для больного и окружающих;
психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ.".
Приказом Минздрава России от 13 мая 2016 г. N 295н приложение дополнено пунктом 2.1, вступающим в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
"2.1. Дети, нуждающиеся в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания), направляются в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания, в том числе наличие врача-педиатра, условия для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания.
Дети, нуждающиеся в сопровождении и (или) индивидуальной помощи в связи с имеющимися физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, направляются в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания в сопровождении законных представителей или иных лиц при наличии заверенной в установленном порядке доверенности и медицинской справки о состоянии здоровья сопровождающего лица.
Для детей-инвалидов нуждаемость в сопровождении и (или) индивидуальной помощи определяется в соответствии с имеющимися ограничениями основных категорий жизнедеятельности, указанных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида.".
3. Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа:
первый, осуществляемый врачами-педиатрами, а в случае их отсутствия - врачами общей практики (семейными врачами), - проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение);
второй, осуществляемый врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами, прошедшими подготовку по вопросам медико-санитарного обеспечения детей в учреждениях, в период пребывания детей в учреждении.
4. На первом этапе оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) проводится организационно-подготовительная работа (перед выездом детей в лагерь), включающая:
комплектование медицинского пункта учреждения лекарственными средствами для медицинского применения и медицинскими изделиями, примерный перечень которых, используемых медицинским пунктом учреждения для оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха, предусмотрен приложением N 3 к настоящему Порядку;
проверку медицинских документов на каждого сотрудника учреждения (наличие необходимых медицинских обследований, вакцинации против дифтерии, отметки о сдаче зачета после прохождения курса медико-гигиенического обучения);
участие в комиссии по определению готовности учреждения к приему детей (предварительный осмотр помещений и проверка готовности учреждения к приему детей, мест занятий физкультурой и спортом), к организации оздоровительной работы, рациональному питанию, физическому воспитанию;
осмотр кожных покровов и видимых слизистых, волосистой части головы детей в день заезда перед посадкой их в транспорт, проверка медицинской документации;
распределение совместно с руководителем учреждения или уполномоченным им лицом детей по отрядам с учетом возраста и состояния здоровья;
информирование руководителя закрепленной за учреждением медицинской организации о результатах осмотра детей (продолжительность смены (дата заезда, дата отъезда), запланированное количество детей в смену (по количеству проданных путевок), количество осмотренных детей, количество недопущенных детей, в том числе по медицинским показаниям, отсутствию медицинской документации);
сопровождение детей в учреждение.
5. Организация и оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха в учреждениях осуществляется врачом-педиатром, врачом общей практики (семейным врачом) (далее - врач), который назначается на должность и освобождается от должности руководителем учреждения.
6. Врач возглавляет медицинский пункт, который является структурным подразделением учреждения и создается для оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха.
7. На должность врача медицинского пункта учреждения назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности "педиатрия", "организация здравоохранения" или "лечебное дело", имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
8. Деятельность медицинского пункта учреждения, включающего кабинет врача, кабинет медицинской сестры, процедурный кабинет и изолятор (2 палаты для капельных и кишечных инфекций с числом коек 1,5-2% от числа детей в учреждении), осуществляется в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, настоящим Порядком, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и учредительными документами учреждения.
9. Штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения медицинского пункта учреждения определяются объемом проводимой медицинской работы и числом обслуживаемых детей в учреждении с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинского персонала медицинского пункта учреждения и рекомендуемого стандарта оснащения медицинского пункта учреждения, предусмотренных приложениями N 1 и 2 к настоящему Порядку.
10. В целях оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха медицинский пункт учреждения осуществляет следующие функции:
организация и проведение профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий;
наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонением в состоянии здоровья;
проведение антропометрических и физиометрических (динамометрия и спирометрия) исследований детей в первые 1-2 дня пребывания в учреждении, а также за день до окончания их пребывания в учреждении;
осмотр детей на педикулез, заразные кожные заболевания 1 раз в 7 дней и за 1-3 дня до окончания их пребывания в учреждении с ведением учета осмотров;
информирование руководителя учреждения, воспитателей и сотрудника, отвечающего за физическую культуру, о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;
ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (по показаниям), активное выявление заболевших детей, своевременная их изоляция;
направление детей в медицинские организации для оказания специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний;
оказание первой медицинской помощи при возникновении травм, несчастных случаев, транспортирование в стационар;
обеспечение информирования родителей (законных представителей) в случае направления ребенка на стационарное лечение;
обеспечение регистрации инфекционных заболеваний, необычных реакций на прививку лиц, пострадавших от укусов иксодовыми клещами, больных чесоткой и микозами после консультации дерматолога, сообщение в уполномоченные органы о случаях инфекционных заболеваний среди детей и персонала учреждения;
проведение иммунопрофилактики;
организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности детей и персонала, предотвращения распространения инфекций;
осуществление контроля за организацией режима дня, выполнением норм питания детей, качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдением сроков реализации, технологией приготовления блюд, качеством готовой пищи, санитарным состоянием и содержанием пищеблока, мытьем посуды, витаминизацией пищи; проведение ежедневных осмотров персонала пищеблока и дежурных детей на гнойничковые заболевания; отбор суточной пробы;
осуществление контроля за санитарным состоянием и содержанием всех помещений и территории учреждения, мест для купания, за соблюдением правил личной гигиены детьми и персоналом;
проведение работы по формированию здорового образа жизни с персоналом учреждения и детьми;
осуществление медицинского контроля за организацией и проведением спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой;
обеспечение медицинского сопровождения детей во время проведения спортивных соревнований, походов, купаний, экскурсий;
ведение медицинской документации в установленном порядке;
взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам медицинского обеспечения детей, охраны здоровья;
обеспечение сбора, хранения и уничтожение медицинских отходов в соответствии с установленным порядком;
проведение анализа показателей работы медицинского пункта, эффективности и качества медицинской помощи, разработка предложений по улучшению качества медицинской помощи детям.
Приложение № 1
к Порядку оказания медицинской
помощи несовершеннолетним в период
оздоровления и организованного отдыха
Рекомендуемые штатные нормативы
медицинского персонала медицинского пункта оздоровительного учреждения*
N п/п
|
Наименование должности
|
Количество штатных единиц, шт.
|
1.
|
Врач-педиатр, врач общей практики (семейный врач)
|
1 на 200 детей (2 на более чем 200 детей)
|
2.
|
Врач-стоматолог (зубной врач)**
|
1
|
3.
|
Медицинская сестра
|
4,5 (для обеспечения работы одного круглосуточного поста)
|
Медицинская сестра диетическая
|
1 на 200 детей
|
|
4.
|
Младшая медицинская сестра
|
0,5
|
* Рекомендуется для медицинских пунктов оздоровительных учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения.
** При наличии в оздоровительном учреждении стоматологического кабинета, оснащенного стоматологическим оборудованием.
Приложение № 2
к Порядку оказания медицинской
помощи несовершеннолетним в период
оздоровления и организованного отдыха
Рекомендуемый стандарт
оснащения медицинского пункта оздоровительного учреждения
(из расчета на 100 детей)
N п/п
|
Наименование
|
Количество, шт.
|
1.
|
Кушетка медицинская
|
1
|
2.
|
Кровать
|
3
|
3.
|
Столик хирургический
|
1
|
4.
|
Стол письменный
|
1
|
5.
|
Стол
|
в соответствии с количеством палат
|
6.
|
Стулья
|
4
|
7.
|
Тумбочка прикроватная
|
3
|
8.
|
Тумбочка для спирометра
|
1
|
9.
|
Холодильник для медикаментов
|
1
|
10.
|
Шкаф медицинский со стеклом для инструментов и
медикаментов
|
1
|
11.
|
Шкаф для хранения запасов медикаментов
|
1
|
12.
|
Аппарат для измерения кровяного давления
|
1
|
13.
|
Биксы разные
|
1
|
14.
|
Лоток почкообразный
|
1
|
15.
|
Лоток прямоугольный
|
1
|
16.
|
Медицинская сумка
|
1
|
17.
|
Носилки санитарные
|
1
|
18.
|
Сухожаровой шкаф
|
1
|
19.
|
Шины Крамера
|
2
|
20.
|
Шины Дитерихса
|
2
|
21.
|
Весы медицинские
|
1
|
22.
|
Ростомер
|
1
|
23.
|
Корнцанг прямой
|
1
|
24.
|
Зажим Бильрота
|
2
|
25.
|
Зеркало ушное
|
1
|
26.
|
Зеркало носовое
|
1
|
27.
|
Игла Дюфо
|
1
|
28.
|
Набор трахеотомический
|
1
|
29.
|
Пинцет анатомические
|
1
|
30.
|
Пинцет хирургические
|
1
|
31.
|
Пинцет кривой
|
1
|
32.
|
Роторасширитель
|
1
|
33.
|
Скальпель со съемными одноразовыми лезвиями
|
1
|
34.
|
Языкодержатель
|
1
|
35.
|
Ларингоскоп
|
1
|
36.
|
Интубационная трубка
|
1
|
37.
|
Глазные стеклянные палочки
|
30
|
38.
|
Катетер венозный Браунюля N 18 G, 20 G, 22 G
|
1
|
39.
|
Катетер урологический N 8-10
|
1
|
40.
|
Клеенка подкладная
|
2
|
41.
|
Мензурки градуированные
|
3
|
42.
|
Перчатки хирургические
|
10
|
43.
|
Перчатки резиновые хозяйственные
|
2
|
44.
|
Пипетки глазные
|
6
|
45.
|
Пробирки стерильные для взятия мазков из зева и носоглотки
|
10
|
46.
|
Одноразовая система для переливания
|
1
|
47.
|
Шприц 2,0 (разового употребления)
|
10
|
48.
|
Шприц 5,0 (разового употребления)
|
3
|
49.
|
Шприц 10,0 (разового употребления)
|
3
|
50.
|
Шприц 20,0 (разового употребления)
|
3
|
51.
|
Банки медицинские
|
10
|
52.
|
Бритва (одноразовый станок)
|
3
|
53.
|
Горшки
|
2
|
54.
|
Грелки резиновые
|
2
|
55.
|
Груша резиновая
|
1
|
56.
|
Динамометр становой или ручной детский
|
1
|
57.
|
Жгут резиновый
|
2
|
58.
|
Зонды желудочные с воронкой
|
1
|
59.
|
Кружка Эсмарха (резиновая)
|
1
|
60.
|
Наконечник к ней
|
3
|
61.
|
Ножницы хирургические
|
1
|
62.
|
Ножницы обыкновенные
|
1
|
63.
|
Плевательница
|
2
|
64.
|
Подушка кислородная
|
1
|
65.
|
Секундомер
|
1
|
66.
|
Термометры медицинские
|
20
|
67.
|
Термометры водяные
|
2
|
68.
|
Фонендоскоп
|
1
|
69.
|
Шпатели металлические
|
3
|
70.
|
Шпатели одноразовые
|
100
|
71.
|
Шприц Жане 150 мл
|
1
|
72.
|
Спирометр (с комплектом стерилизующихся мундштуков)
|
1
|
73.
|
Противопедикулезная укладка
|
1
|
74.
|
Постельное белье в соответствии с количеством коек в
изоляторе
|
|
75.
|
Графин для воды
|
1
|
76.
|
Ведро педальное эмалированное
|
1
|
77.
|
Бак для замачивания посуды
|
1
|
78.
|
Емкости для разведения и хранения дезинфекционных
растворов
|
3
|
79.
|
Лампа настольная
|
1
|
80.
|
Плитка электрическая
|
1
|
81.
|
Посуда
|
в соответствии с количеством коек в изоляторе
|
82.
|
Таз эмалированный
|
|
83.
|
Холодильник бытовой
|
|
84.
|
Часы песочные
|
|
85.
|
Часы настольные
|
|
86.
|
Чайник электрический
|
|
87.
|
Шкаф платяной
|
Комментарии