среда, 16 августа 2017 г.

«Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям» - Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р

Утратило силу: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294.

Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р
Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»

Государственная программа направлена на улучшение здоровья населения и показателей деятельности организаций системы здравоохранения на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской науки и образования, улучшения кадрового состава, внедрения информационных технологий и современных стандартов управления.


Подпрограмма 5. «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»



Ответственный исполнитель Подпрограммы:
Минздрав России.
Участники Подпрограммы:
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральное дорожное агентство; Министерство экономического развития Российской Федерации; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба судебных приставов.
Программно-целевые инструменты Подпрограммы:
не предусмотрены.
Цель Подпрограммы:
увеличение продолжительности активного периода жизни населения.
Задачи Подпрограммы:
разработка и внедрение новых организационных моделей, а также поддержка развития инфраструктуры системы медицинской реабилитации; разработка и внедрение новых организационных моделей, а также поддержка развития инфраструктуры системы санаторно-курортного лечения.
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы:
охват санаторно-курортным лечением пациентов; охват реабилитационной медицинской помощью пациентов; охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся.
Этапы и сроки реализации Подпрограммы:
подпрограмма реализуется в два этапа: первый этап: 2013 – 2015 годы; второй этап: 2016 – 2020 годы.
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы, тыс. руб.
Всего: 114 961 418,9 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета по предварительной оценке:
91201418,9 тыс. руб., из них:
2013 год – 9 540 060,0 тыс. руб.;
2014 год – 9 854 316,2 тыс. руб.;
2015 год – 10 367 620,1 тыс. руб.;
2016 год – 10 889 848,0 тыс. руб.;
2017 год – 11 565 556,4 тыс. руб.;
2018 год – 12 526 615,2 тыс. руб.;
2019 год – 13 043 792,4 тыс. руб.;
2020 год – 13 413 610,6 тыс. руб.;
дополнительная потребность в средствах федерального бюджета:
23 760 000,0 тыс. руб., из них:
2013 год – 0,0 тыс. руб.;
2014 год – 11 880 000,0 тыс. руб.;
2015 год – 11880 000,0 тыс. руб.;
2016 год – 0,0 тыс. руб.;
2017 год – 0,0 тыс. руб.;
2018 год – 0,0 тыс. руб.;
2019 год – 0,0 тыс. руб.;
2020 год – 0,0 тыс. руб.
Ожидаемые результаты реализации
увеличение доступности санаторно-курортного лечения для пациентов – не менее 45%;
Подпрограммы:
увеличение доли пациентов, охваченных реабилитационной медицинской помощью – не менее 25%;
увеличение доли детей-инвалидов от числа нуждающихся, охваченных реабилитационной медицинской помощью до 85%.


Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


На протяжении многих десятилетий в большинстве стран Европы и США развивается медицинская реабилитация наряду с профессиональной и социальной. Право граждан этих стран на оказание помощи по медицинской реабилитации регламентировано соответствующими законами, которыми установлено, что каждый инвалид или тот, кому угрожает инвалидность, независимо от причины, имеет право на необходимую помощь с тем, чтобы инвалидность предотвратить, устранить, компенсировать ее последствия, а также сообразно способностям и наклонностям обеспечить место в обществе, особенно в профессиональной сфере. Это право находится в процессе постоянной актуализации и приспособления к меняющимся общественным и экономическим обстоятельствам. Более полно содержание медицинской реабилитации можно характеризовать как комплекс медицинских, психотерапевтических, педагогических, профессиональных мероприятий, направленных на преодоление последствий заболеваний, на улучшение эмоционального состояния, способствование социальной компетенции, тренировке коммуникативных и практически-бытовых навыков. Такое отношение к процессу медицинской реабилитации пациентов и инвалидов обосновано положениями Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, предусматривающей многоплановый, а не только медицинский подход в понимании реабилитационного процесса.

Основополагающим принципом медико-социальной реабилитации должно стать предпочтение финансирования превентивных лечебно-реабилитационных мероприятий, реинтеграция инвалидов в трудовую и общественную жизнь и осознанное предотвращение финансовых расходов на выплаты пенсий по нетрудоспособности. Государство сможет поддерживать целесообразную трудовую деятельность инвалидов как основную альтернативу выплатам им пенсионных пособий. В связи с этим, опираясь на данные об основных инвалидизирующих заболеваниях в Российской Федерации, предлагается создание преемственной системы реабилитационных структур, решающих вышеуказанные задачи.

Впервые Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводится понятие медицинской реабилитации, предусматривающей создание системы по формированию, активному сохранению, восстановлению и укреплению здоровья населения Российской Федерации, реализацию потенциала здоровья для ведения полноценной производственной, социальной и личной жизни, снижение темпов старения, преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, а также улучшение демографической ситуации в стране.

Современная ситуация в Российской Федерации характеризуется недоступностью реабилитационной помощи больным при наиболее распространённых и одновременно инвалидизирующих заболеваниях нервной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, онкологических заболеваниях. Особую категорию среди всех групп населения представляют дети, особенно дети-инвалиды. Только среди детей-инвалидов, в реабилитационной помощи нуждается более 340 тысяч человек. Потребность в реабилитационной помощи другим контингентам детей значительно выше.

Отсутствие системного подхода в организации оказания реабилитационной помощи населению Российской Федерации, дефицит коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации как взрослых, так и детей как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, крайний дефицит амбулаторной формы оказания реабилитационной помощи, отсутствие патронажной формы оказания реабилитационной помощи не позволяют в полной мере обеспечить потребность в данных медицинских услугах.

Помимо высокой потребности в реабилитационных мероприятиях среди вновь заболевших и получивших травмы пациентов, хронически больных в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 13 миллионов инвалидов, из них 500 тыс. дети. У более чем 900 тыс. человек в год развивается впервые инсульт или инфаркт миокарда. Высокими среди детей и молодежи остаются показатели травматизма. Улучшение диагностического и лечебного процессов увеличили сроки средней продолжительности жизни у пациентов с онкологическими заболеваниями, что предъявляет свои требования к процессу их возможно более полного излечения и улучшения качества жизни в этот и последующие периоды жизни. По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, в 2010 году медицинскую реабилитацию в стационарных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, получили 280 тысяч детей-инвалидов, что составляет около 50% от потребности.

Таким образом, без создания и развития единой системы оказания специализированной, преемственной, максимально индивидуализированной, управляемой помощи по медицинской реабилитации при основных инвалидизирующих заболеваниях и повреждениях органов и систем в Российской Федерации, невозможно добиться значимого снижения показателей инвалидизации населения, увеличения периода активной жизни.

Эффективная система медицинской реабилитации позволит обеспечить сбалансированность объемов государственных гарантий предоставления населению медицинской помощи и повысить эффективность использования коечного фонда (улучшить работу койки, увеличить оборот койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре и продолжительность временной нетрудоспособности), в том числе за счет совершенствования оказания реабилитационной помощи непосредственно после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи с первых минут в условиях стационара. Развитие медицинской реабилитации позволяет создать полный цикл оказания эффективной медицинской помощи детям: ранняя диагностика – своевременное лечение – медицинская реабилитация.

Наряду с медицинской реабилитацией, важным компонентом восстановления и поддержания здоровья граждан является санаторно-курортное лечение. В 2011 году в системе санаторно-курортного лечения функционирует 398 учреждений из которых 387 санаториев. Курортное дело в Российской Федерации является составной частью государственной политики и важным разделом системы здравоохранения. С точки зрения системы организации лечения и оздоровления, курорты Российской Федерации являются одними из лучших в мире, так как имеют свой оригинальный научно-практический потенциал в становлении и развитии курортного дела, а технологии, применяемые на курортах Российской Федерации, вполне современны, имеют значительную коммерческую ценность, в том числе и экспортную. В связи с чем, крайне важно сохранить исторически сложившееся в Российской Федерации использование курортов, в первую очередь, для целей медицины.

Отсутствие научно обоснованной программы развития курортного дела в Российской Федерации приведет к снижению качества и эффективности оказания санаторно-курортной помощи, и, как следствие, к снижению резервов здоровья и социально-демографических показателей качества и уровня жизни, активности и трудоспособности населения.

Нерациональное использование природных лечебных ресурсов и отсутствие работ в области их разведки и выявления перспективных участков под лечебно-оздоровительные местности, приведет к уменьшению использования их в лечебной практике, возрастанию стоимости услуг с применением природных лечебных ресурсов, появлению их искусственных аналогов и сокращению доступности полноценного комплексного санаторно-курортного лечения.

Прогрессирующий износ материально-технической базы санаторно-курортных учреждений и инфраструктуры курортов в целом приведет к сокращению доступности и снижению объемов санаторно-курортного лечения населения страны, окажет негативное влияние на экологическую и санитарно-эпидемиологическую ситуацию на курортах, значительно снизит конкурентоспособность российских курортов на внешнем рынке.

Отказ от решения указанных проблем приведет к инерционному развитию курортного дела, когда показатели не будут улучшаться, а предоставление специализированного санаторно-курортного лечения будет невозможным. В этом случае санаторно-курортное лечение останется привилегией малочисленного слоя населения, а для социально-незащищенных категорий граждан станет недоступной. В конечном итоге будет происходить дальнейшее ухудшение демографических показателей (продолжительность жизни, рождаемость и смертность), показателей состояния здоровья населения (заболеваемость) и инвалидизации населения.

Разрабатываемые в настоящее время ведомственные и федеральные программы по линии туризма не отражают проблем в области курортного дела, так как специфика функционирования туристической и санаторно-курортных сфер при кажущейся схожести имеет принципиальные отличия. Так, основной задачей туризма является создание условий для путешествий в свободное время и удовлетворение потребностей граждан в организации отдыха и досуга, тогда как задачей курортного дела – профилактика заболеваний, лечение и реабилитация пациентов на основе использования природных лечебных ресурсов, укрепление здоровья и снижение заболеваемости населения страны. По данным медицинской статистики более 50% пациентов нуждаются в санаторном этапе лечения в собственном регионе.

Санаторно-курортное лечение граждан Российской Федерации в соответствии с медицинскими показаниями осуществляется в санаторно-курортных организациях различной формы собственности с использованием безопасных немедикаментозных природных лечебных ресурсов, таких как климат, минеральные воды, лечебные грязи, и направлено на активацию защитно-приспособительных реакций организма в целях профилактики заболеваний и оздоровления, а также на восстановление и (или) компенсацию функций организма, нарушенных вследствие травм, операций и хронических заболеваний, уменьшение количества обострений, удлинение периода ремиссии, замедление развития заболеваний и предупреждение инвалидности в качестве одного из этапов медицинской реабилитации.

Таким образом, эффективно построенная система профильного санаторно-курортного лечения позволит не только повысить уровень здоровья населения, и тем самым внести существенный вклад в выполнение государственной социальной задачи, но и даст устойчивый поток финансирования в санатории, послужит стимулом развития их лечебной базы, улучшения условий временного проживания и сервисных служб.

По результатам реализации 1 этапа Подпрограммы в 2015 году:

– охват санаторно-курортным лечением пациентов вырастет с 3,5% в 2011 году до 17% в 2015 году;

– охват реабилитационной медицинской помощью пациентов вырастет с 1% в 2011 году до 9% в 2015 году;

– охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся вырастет с 68% в 2011 году до 74% в 2015 году.

По результатам реализации 2 этапа Подпрограммы в 2020 году:

– охват санаторно-курортным лечением пациентов вырастет с 21% в 2016 году до не менее 45% в 2020 году;

– охват реабилитационной медицинской помощью пациентов вырастет с 12% в 2016 году до не менее 25% в 2020 году,

– охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся вырастет с 75% в 2016 году до 85% в 2020 году.

Реализация мероприятий Подпрограммы будет осуществляться в 2 этапа.

В рамках I этапа предполагается осуществить мероприятия:

– по определению потребности в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении согласно заболеваемости населения Российской Федерации;

– по разработке и внедрению эффективных диагностических, реабилитационных и экспертных технологий в соответствии с требованиями Международной Классификации Функционирования;

– по актуализации профилей санаториев в соответствии с профилем города-курорта, на территории которого расположена медицинская организация;

– по внедрению в работу учреждений системы мотивации медицинского персонала.

В рамках II этапа предполагается:

– стандартизованное переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации современным информационным и медицинским оборудованием и аппаратурой для диагностики, терапии и управления реабилитационным процессом в соответствии с утвержденными технологиями;

– создание отделений реабилитации в медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе неотложную стационарную медицинскую помощь в каждом субъекте Российской Федерации из расчета 1 реабилитационная койка на 15 коек по профилю оказываемой помощи (неврологических, травматологических, ортопедических, кардиологических, онкологических) для взрослых и детей соответственно;

– создание крупных межрегиональных специализированных центров медицинской реабилитации по профилю оказываемой помощи на базе существующих медицинских организаций из расчета 30 коек на 600 тыс. населения;

– создание отделений (кабинетов) реабилитации в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь в каждом субъекте Российской Федерации на базе каждого из существующих медицинских организациях;

– модернизация и улучшение материально-технической базы санаториев с учетом особенностей ландшафтно-климатических условий, профиля курорта.

Указанная этапность относится к обоим мероприятиям Подпрограммы в зависимости от видов медицинских организации и медицинских услуг.

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы

С целью реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, улучшению демографической ситуации, необходимо системное развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Раннюю реабилитацию пациентов планируется осуществлять в рамках первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. В то же время дополнительно запланированы мероприятия по развитию медицинской реабилитации на базе специализированных реабилитационных центров, которые будут созданы во всех федеральных округах.

Основной целью подпрограммы являются увеличение активного периода жизни населения. Для достижения указанной цели планируется разработка и внедрение новых организационных моделей медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, а также поддержка развития инфраструктуры учреждений медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.

Мероприятие 5.1. Развитие медицинской реабилитации, в том числе для детей

Анализ организации медицинской реабилитации в европейских странах показал, что система реабилитации предполагает наличие в ней в равной степени полноправных составных частей: медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

Проведение реабилитации возможно амбулаторно и стационарно. Основной упор должен делаться на стационарную форму лечения. При этом медицинская реабилитация должна начинаться уже при попадании пациента в реанимацию или палату и продолжаться весь период лечения пациента в стационаре. После острого периода заболевания и интенсивного курса лечения в стационаре пациенты могут быть переведены в реабилитационные центры, где реабилитационные мероприятия будут продолжены. Лечение в реабилитационном центре необходимо начинать непосредственно после выписки из стационара, по возможности без перерыва.

По окончании курса реабилитационного лечения в стационаре или реабилитационном центре при необходимости должно быть организовано продолжение реабилитационных мероприятий по месту жительства пациента.

Решающее значение при проведении реабилитационных мероприятий имеет коллективная работа персонала. В реабилитационной «команде» должны определяться отдельные шаги реабилитации и обсуждаться дальнейший ход лечения. Если «команда» не функционирует, то исход реабилитации должен быть поставлен под сомнение.

Решающее значение для успеха реабилитации имеет координация всех звеньев реабилитационного процесса. Медицинская реабилитация призвана способствовать скорейшему возвращению реабилитантов в трудовой процесс и их долгосрочной трудоспособности. Для этого необходимо четкое взаимодействие всех звеньев реабилитации и в особенности преемственность между медицинской и профессиональной фазами реабилитации. Для этого требуются понимание аспектов реабилитации последствий заболеваний, доступность знаний по реабилитологии, утверждение значимости реабилитации, опирающейся на данные доказательной медицины.

Учитывая опыт организации медицинской реабилитации в европейских странах, предполагается организация гарантированной трехэтапной помощи при различных ургентных состояниях, в том числе при обострении течения хронических заболеваний, при основных заболеваниях, приводящих к наиболее длительной временной нетрудоспособности, наибольшей инвалидизации населения, особенно в трудоспособном возрасте, а также инвалидам и больным с хроническими заболеваниями, нуждающимся в помощи по медицинской реабилитации.

Первый этап – оказание медицинской реабилитационной помощи в острый период течения заболевания или травмы в отделениях реанимации и интенсивной терапии, специализированных клинических отделениях стационаров по профилю оказываемой медицинской помощи при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) и отсутствии противопоказаний к методам реабилитации.

Второй этап – оказание медицинской реабилитационной помощи в ранний восстановительный период течения заболевания или травмы, при хроническом течении заболевания вне обострения пациентам, нуждающимся в посторонней помощи для осуществления самообслуживания, перемещения и общения при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала) в специализированных реабилитационных отделениях многопрофильных стационаров, реабилитационных центров, а также выездными бригадами на дому.

Третий этап – оказание медицинской реабилитационной помощи в ранний, поздний реабилитационный периоды, период остаточных явлений течения заболевания, при хроническом течении заболевания вне обострения пациентам, при наличии подтвержденной результатами обследования перспективы восстановления функций (реабилитационного потенциала), независимым в повседневной жизни при осуществления самообслуживания, перемещения и общения в отделениях (кабинетах) реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, мануальной терапии амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения, фельдшерско-акушерских пунктов, стационаров одного дня, врачебно-физкультурных диспансеров, центров реабилитации, санаторно-курортных учреждений.

Определены основные принципы медицинского отбора и направления пациентов на реабилитацию, включающие порядок организации деятельности врачей, медицинских сестер, кабинетов, отделений учреждения, оказывающего медицинскую помощь по медицинской реабилитации, перечень методов лечения при оказании указанного вида медицинской помощи, штатные нормативы и стандарты оснащения кабинетов, отделений, которые будут являться обязательными для реабилитационных учреждений различных форм собственности.

Учитывая включение реабилитационных мероприятий в острый период заболеваний и при обострении хронических процессов (первый этап) в стандарты оказания медицинской помощи, основные усилия предполагается сосредоточить на создании учреждений (отделений, кабинетов), оказывающих помощь по медицинской реабилитации на втором и третьем этапах в соответствии с потребностью в данном виде медицинской помощи.

Начиная с 2013 года, в 15 субъектах Российской Федерации планируется создание в каждом федеральном округе многопрофильных реабилитационных центров для детей и взрослых (в зависимости от численности населения и потребности в медицинской реабилитации, в том числе как преобразование санаториев, использующих при проведении медицинской реабилитации природных и преформированных физических факторов, лечебной физкультуры; модернизация деятельности имеющихся реабилитационных учреждений), включающих в свою структуру стационарные отделения медицинской реабилитации пациентов (в соответствии с этапами медицинской реабилитации) неврологического, травматологического, кардиологического, терапевтического, онкологического профилей для проведения реабилитационных мероприятий непосредственно после стационарного лечения, в том числе после оказания высокотехнологичной медицинской помощи, хроническим больным и инвалидам, нуждающимся в стационарной реабилитации, в том числе пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и при профзаболеваниях, а так же амбулаторно-поликлинические отделения.

Основные усилия обеспечения населения медицинской помощью по медицинской реабилитации предполагается сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:

– медицинская реабилитация больных непосредственно после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

– медицинская реабилитация хронических больных и инвалидов, в том числе пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

– медицинская реабилитация с целью оздоровления лиц из групп риска развития заболеваний.

В этой связи реализация мероприятия по медицинской реабилитации будут включать:

– разработку и внедрение эффективных оздоровительных и реабилитационных технологий;

– стандартизованное переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации современным медицинским оборудованием и аппаратурой;

– перевод федеральных учреждений, оказывающих медицинскую помощь по медицинской реабилитации на работу в условиях государственного задания;

– создание крупных межрегиональных центров медицинской реабилитации на базе существующих.

Планируемые мероприятия по оказанию медицинской помощи по медицинской реабилитации приведут к:

– сохранению и укреплению здоровья населения;

– сокращению сроков восстановления утраченного здоровья населения;

– снижению заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности;

– повышению качества жизни хронических больных и инвалидов;

– снижению показателей смертности от наиболее распространённых заболеваний (онкология, язвенные болезни, болезни мочеполовой системы, болезни нервной системы, материнская смертность) и инвалидизации населения.

В настоящее время острой проблемой остается доступность реабилитационной помощи детям, в том числе детям-инвалидам.

Только среди детей-инвалидов ежегодно нуждается в оказании помощи по медицинской реабилитации более 340 тысяч человек в рамках индивидуальных программ реабилитации. Потребность в реабилитационной помощи другим контингентам детей значительно выше.

В то же время дефицит коечного фонда для оказания помощи по медицинской реабилитации детей как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, не позволяет в полной мере обеспечить потребность в данных медицинских услугах.

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 500 тыс. детей-инвалидов. По оперативным данным, представленным субъектами Российской Федерации, в 2010 году медицинскую реабилитацию в стационарных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, получили 280 тысяч детей-инвалидов, что составляет около 50% от потребности.

В целях повышения доступности медицинской реабилитации детей, снижения детской инвалидности в рамках программы модернизации здравоохранения в регионах предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации оказания медицинской реабилитации детям первых тех лет жизни, в первую очередь родившимся с низкой и экстремально низкой массой тела, которые имеют наиболее высокий риск развития тяжелых инвалидизирующих заболеваний.

В то же время, дети других возрастных категорий также нуждаются в медицинской реабилитации с применением современных технологий, что диктует необходимость дальнейшего развития реабилитационной помощи детям в субъектах Российской Федерации.

Для решения данных задач в 2013 году будет проведен анализ и оценка существующей системы оказания медицинской реабилитации детям в регионах, включая состояние материально-технической базы, применяемых методик и технологий, кадрового потенциала. По результатам анализа будут подготовлены предложения по совершенствованию оказания данного вида медицинской помощи детям, в том числе детям-инвалидам, с учетом региональных особенностей детской заболеваемости и инвалидности.

В рамках программ модернизации здравоохранения на 2011 – 2012 годы в регионах предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации оказания медицинской реабилитации детям первых трех лет жизни, в первую очередь родившимся с низкой и экстремально низкой массой тела, которые имеют наиболее высокий риск развития тяжелых инвалидизирующих заболеваний.

Реализация данного направления требует дальнейшего развития, особенно в части внедрения и разработки новых современных технологий реабилитации.

В то же время, дети других возрастных категорий также нуждаются в медицинской реабилитации с применением современных технологий, что диктует необходимость дальнейшего развития реабилитационной помощи детям в субъектах Российской Федерации.

В последние годы многие заболевания у детей, относившиеся ранее к разряду фатальных, стали успешно лечиться. При этом роль медицинской реабилитации и абилитации значительно возрастает.

С 2013 года должна начать формироваться современная система оказания данного вида медицинской помощи детям, в том числе детям-инвалидам, с учетом региональных особенностей детской заболеваемости и инвалидности. Будут разработаны и внедрены порядки и стандарты оказания медицинской реабилитации для детей.

Развитие медицинской реабилитации позволит создать полный цикл оказания эффективной медицинской помощи детям: ранняя диагностика – своевременное лечение – медицинская реабилитация.

Системный подход к совершенствованию медицинской реабилитации детям предполагает развитие федеральных организаций медицинской реабилитации, развитие региональных центров комплексной медицинской реабилитации детям и развитие межрайонных центров (отделений) реабилитационной помощи детскому населению.

Большое значение имеет развитие данного вида медицинской помощи детям на базе федеральных медицинских организаций, которые должны располагать современной материально-технической базой, быть укомплектованы специалистами высокого уровня и оказывать организационную и методическую помощь регионам по формированию современной эффективной модели медицинской реабилитации детям.

Для достижения поставленной цели – обеспечения доступности и качества медицинской реабилитации детей, наряду с развитием федеральных реабилитационных учреждений, с 2014 года необходимо предусмотреть средства федерального бюджета на условиях софинансирования для развития реабилитационных центров в регионах.

Мероприятие 5.2. Развитие санаторно-курортного лечения, в том числе для детей

В общегосударственной системе здравоохранения страны важное место отводится санаторно-курортному лечению, позволяющему целенаправленно и высоко эффективно осуществлять оздоровление населения и проводить этап медицинской реабилитации пациентов. В основу санаторно-курортного лечения положены наиболее гуманные, социально и научно обоснованные прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между амбулаторно-диагностическими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена сохранением неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения и той ролью в их преодолении, которая отводится курортному делу в современной концепции развития российской системы здравоохранения.

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения.

Внимание к проблемам организации санаторно-курортного лечения населению во многом обусловлено многообразием и богатством природных лечебных ресурсов России. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса страны.

В условиях курорта, при использовании различных природных лечебных факторов, достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах времени в лечении ряда хронических заболеваний, а такие тяжелые болезни как туберкулёз, врожденные и приобретенные дефекты опорно-двигательного аппарата и, особенно, спинальные заболевания вообще не имеют альтернативы по сравнению с методами лечения в специализированных санаториях. Полученные научные факты убедительно свидетельствуют, что после этапа медицинской реабилитации в условиях санатория у пациентов с инфарктом миокарда, нарушениями мозгового кровообращения, после операций на сердце, крупных сосудах и других, значительно сокращаются сроки временной нетрудоспособности, существенно снижается уровень инвалидизации, резко увеличивается доля пациентов, вернувшихся после тяжелого недуга к труду и активной жизни.

Выполненными научными исследованиями доказано, что в условиях санатория достигаются наилучшие показатели в реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, в оздоровлении часто болеющих детей и лиц, проживающих в экологически неблагоприятных регионах.

В целях сохранения и развития курортного дела в России принят Федеральный закон № 26-ФЗ от 23 мая 1995 года * «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (в ред. от 18 июля 2011 года), которым определены принципы государственной политики и регулирования отношений в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: «от 23 февраля 1995 года».

Санаторно-курортные учреждения, как любые хозяйствующие субъекты в нашей стране, функционируют в условиях рыночной экономики, поэтому все позитивные и негативные стороны рыночных отношений полностью распространяются на отношения в сфере курортного дела. Изменение формы собственности санаторно-курортных организаций, ослабление контроля над использованием природных лечебных ресурсов привело к возрастанию стоимости и уменьшению доступности санаторно-курортных услуг для населения, необоснованному уменьшению объема использования природных лечебных факторов в практике работы санаториев.

В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику работы санаторно-курортных организаций современного технологического оборудования. Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.

Современный уровень развития мировой медицины требует объективной оценки (по критериям доказательной медицины) эффективности санаторно-курортного лечения, а также совершенствования имеющихся и разработки новых оздоровительных и лечебных методик.

Необходимо сохранение исторически сложившегося в России использования курортов в первую очередь для целей медицины. Россия имеет свой, оригинальный в мировой практике, научно-практический потенциал в становлении и развитии курортного дела. Претворение в жизнь основных положений Концепции позволит не только в определенной степени восстановить утраченные в период перестроек всемирно признанные научно-практические достижения в медицинской курортологии, но и значительно расширить сферу санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и оздоровления. При этом предполагается максимально использовать новые экономические возможности, основанные на инвестиционной политике.

Министерством здравоохранения Российской Федерации планируется существенно обновить нормативную правовую базу организации оказания санаторно-курортного лечения, в части медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения на курортах России, по организации отбора и направления пациентов на санаторно-курортное и амбулаторно-курортное лечение, по организации оказания этапа медицинской реабилитации в условиях санатория после стационарного лечения, по санаторно-курортной реабилитации лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Профильными научно-исследовательскими учреждениями был разработан целый ряд новых эффективных технологий санаторно-курортного лечения и оздоровления, которые требуют обновленных механизмов их внедрения в практику санаториев.

В настоящий момент существует острая необходимость в осуществлении комплекса мероприятий, направленных на сохранение потенциала курортной сферы и формирование современного курортного комплекса, способного решать как медико-социальные задачи обеспечения доступного населению, эффективного санаторно-курортного лечения, так и экономические проблемы формирования сферы курортного дела. При этом следует учитывать, что упадок курортного дела в России, безусловно, стал одним из важных факторов ухудшения показателей здоровья нации. В этих условиях восстановление системы санаторно-курортного лечения и оздоровления, доступности его для основной массы населения, возрождение российских курортов представляется важной общенациональной задачей, способной внести большой вклад в повышение уровня общественного здоровья народа.

Главной целью государственной политики развития курортного дела является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортном лечении.

Важным фактором является медико-социальная поддержка инвалидов, в первую очередь инвалидов с особо тяжелыми заболеваниями, такими как нарушения зрения, слуха, а также с заболеваниями и травмами спинного мозга, опорно-двигательной системы. Для лечения данной категории инвалидов требуются особые условия пребывания для оказания санаторно-курортного лечения, которые могут обеспечить только специализированные санатории.

Учитывая, что на территории Российской Федерации насчитывается лишь 12 специализированных здравниц, которые могут принимать на лечение граждан льготных категорий по соответствующим нозологиям, которых недостаточно для обеспечения граждан указанным видом медицинской помощи, планируется развитие федеральных санаторно-курортных учреждений данного типа.

Экономическая эффективность и окупаемость от реализации мероприятий оцениваются исходя из показателей эффективности санаторно-курортного оздоровления и лечения: сокращение количества дней временной нетрудоспособности в 2,3—3 раза; уменьшение потребности в госпитализации в 2,4 раза; сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6—3 раза; уменьшение выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1,8—2,6 раза; снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих в 2—3 раза.

В результате реализации мероприятий значительно улучшится экологическая обстановка на курортных территориях и в окружающих их районах, что, в свою очередь, послужит оздоровлению постоянно проживающего в этих местах населения. Осуществление мероприятий обеспечит экономическую стабильность и увеличит прибыльность всего санаторно-курортного комплекса, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить общий уровень санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособность на международном рынке.

В состоянии здоровья детей и подростков России, являющихся интеллектуальным, кадровым, оборонным потенциалом общества и государства, сформировались устойчивые негативные тенденции. Среди этой возрастной группы населения растет заболеваемость, инвалидность, ухудшается физическое развитие, остается высокий уровень смертности.

Осуществление комплексных профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий позволяют добиться нормализации или прекращения прогрессирования заболеваний у детей.

Санаторно-курортное лечение является одним из ведущих направлений в реализации мероприятий по долечиванию больных детей после интенсивного стационарного лечения острых заболеваний, травм, отравлений, а также детей-инвалидов с последствиями травм, операций и заболеваний.

В настоящее время санаторно-курортное лечение детей осуществляется в 29 федеральных санаторно-курортных учреждениях, коечная мощность которых составляет 6484 койки для детей, в том числе 2650 коек для детей в сопровождении законного представителя, ежегодно получают лечение более 50 тыс. детей.

Коечный фонд многопрофильных санаторно-курортных учреждений в системе здравоохранения субъектов Российской Федерации составляет более 36,7 тыс. коек, в том числе более 2,5 тыс. коек для детей в сопровождении законного представителя, ежегодно получают лечение более 280 тыс. детей.

Вместе с тем потребность детей в санаторно-курортном лечении удовлетворяется лишь на 65%. Недостаточна сеть санаториев для детей с хроническими заболеваниями, в том числе заболеваниями кожи, центральной нервной системы, детей, страдающих сахарным диабетом, врожденными пороками сердца, заболеваниями почек, детей, больных туберкулезом в возрасте до 7 лет.

Важным направлением улучшения санаторно-курортного лечения детей является развитие сети профильных детских санаториев, в том числе санаториев «Мать – дитя» как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, которые позволят обеспечить эффективное лечение детей после интенсивного стационарного лечения острых заболеваний, травм, отравлений, а также детей-инвалидов с последствиями травм, операций и заболеваний.

Это предусматривает создание условий для оказания доступной и качественной медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения детскому населению, в том числе создание коек долечивания и реабилитационных филиалов крупных лечебных учреждений для детей, увеличение коечного фонда, повышение эффективности использования имеющегося коечного фонда (улучшить работу койки, увеличить оборот койки, снизить среднюю длительность пребывания в стационаре, сократить необоснованные случаи госпитализации), в том числе за счет совершенствования оказания санаторно-курортной помощи больным непосредственно после стационарного (консервативного, оперативного) лечения острых заболеваний, травм, отравлений и позволит создать условия для целенаправленного полноценного оздоровления, в системе эффективных круглогодичных учреждений различного типа.

Решению данной проблемы также должна способствовать реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы санаторно-курортных учреждений и внедрению современных медицинских технологий, стандартов санаторно-курортного лечения детей.

Реализация данных мер позволит сформировать целенаправленную социальную политику поддержки и укрепления системы, обеспечивающей каждому гражданину Российской Федерации необходимые и достаточные условия полноценного оздоровления.


Характеристика мер государственного регулирования


Меры государственного регулирования в рамках данной Подпрограммы не применяются.

Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Подпрограммы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках Подпрограммы)

В рамках Подпрограммы будут реализованы государственные задания на оказание следующих услуг:

– физкультурно-оздоровительные мероприятия различного уровня;

– медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение.


Характеристики основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации


Субъекты Российской Федерации принимают совместное участие с Российской Федерацией в мероприятиях, реализуемых в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, при разработке комплексных программ развития здравоохранения субъектов Российской Федерации.

Данные о ресурсном обеспечении реализации мероприятий Программы за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации приведены в Таблице 7.

Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы

Участие государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации данной Подпрограммы отражено в таблице 7.

Полный текст: government.ru

Комментариев нет: