Слово «курорт» с точки зрения нейролингвистики

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется
 Федор Тютчев
Горнолыжный курорт Шерегеш, Кемеровская область

Какие ассоциации вызывает слово «курорт»? Что думают нейрофизилоги по поводу восприятия отдельных слов, и какие ассоциации возникают у вас, когда вы читаете про «горнолыжные курорты» или «пляжные курорты»?

Заглянем в словарь.
«Курорт – это место куда отправляются, особенно летом, больные и желающие развлечься». 
Мы открыли «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даля. 1905 г. Слово «курорт» пришло к нам в конце XIX в. из Германии, вероятно, вместе с «Энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона», происходит от латинского слова – Cure – лечить и немецкого – ort – место. Курорт – это лечебное место. Хотя филологи считают толкование Даля первой словарной статьей, где приведено слово «курорт». Я не согласна с ними, но об этом в другой раз.

Пока полистаем прессу. В начале летнего сезона мы найдем много очень привлекательных описаний ПЛЯЖНЫХ КУРОРТОВ. Готовь телегу зимой, а лыжный сезон летом. В летней прессе много предложений ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТОВ.

Классификация курортов (лечебных мест)
1. Климатические курорты (лечебный фактор – климат)
2. Бальнеотерапевтические или водолечебные курорты (лечебный фактор – минеральные воды)
3. Грязевые курорты (лечебный фактор – грязи)

Горнолыжные и пляжные курорты? Лечебный фактор – горные лыжи, а пляжные курорты – лечебный фактор – пляж?

Скорее всего, в том же журнале мы найдем предложения ЛЕЧЕБНЫХ курортов – это, наверное, такие лечебные-лечебные места.

У меня когнитивный диссонанс. Спросим у Google, что думает современная наука по поводу того. как отзывается слово.

Нейрофизиологи из Испании попросили волонтеров прочитать слова, ассоциирующиеся с запахами: «парфюм», «кофе», «лаванда», «корица», а также нейтральные слова. Во время чтения их мозг сканировали с помощью МРТ. При чтении «душистых» слов у испытуемых активировались зоны мозга, ответственные за распознавание запахов. Когда они читатели слова «стул», «стол» – обонятельная кора оставалась интактной. Метафора «У певца был бархатный голос» возбуждала сенсорную кору, а фраза «У певца был приятный голос» не оказывала никого действия.

Как думаете, какие ассоциации у читающих вызывают рекламные тексты горнолыжных курортов и пляжных курортов?

«Горнолыжный курорт» — это уже неологизм, или еще жаргонизм, профессиональный сленг?

«А между тем нам так или иначе надо привлечь внимание публики, — сначала поразить ее, потом убедить. Искусство рекламы как раз в том и состоит, чтобы найти единственно верный для этого способ, различный для каждого вида товара». Ги де Мопассан, «Монт-Ориоль», 1886

Фото: Бикини- Шория- Гиннесс-шоу, 2013

Комментарии

Отказ от ответственности

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Моя цель: через блог PRO kurort рассказать о лечении и оздоровлении на российских и зарубежных курортах, организации санаторно-курортного дела и лечебно-оздоровительного туризма. Решение, как использовать эту информацию, принимаете вы сами! Читать дальше

Поддержать проект:

1. Отключить блокировку рекламы
2. Поделиться в соцсетях
3. Разместить рекламу

подробней >>

Поделиться