воскресенье, 23 сентября 2018 г.

Слово «курорт» с точки зрения нейролингвистики

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется
 Федор Тютчев

Как отзывается слово «курорт»? Что думают нейрофизилоги по поводу восприятия отдельных слов, и какие ассоциации возникают у вас, когда вы читаете про «горнолыжные курорты» или «пляжные курорты»?

Заглянем в словарь.
«Курорт – это место куда отправляются, особенно летом, больные и желающие развлечься». 
Мы открыли «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даля. 1905 г. Слово «курорт» пришло к нам в конце XIX в. из Германии, вероятно, вместе с «Энциклопедическим словарем Брокгауза и Ефрона», происходит от латинского слова – Cure – лечить и немецкого – ort – место. Курорт – это лечебное место. Хотя филологи считают толкование Даля первой словарной статьей, где приведено слово «курорт». Я не согласна с ними, но об этом в другой раз.



Пока полистаем прессу. В начале летнего сезона мы найдем много очень привлекательных описаний ПЛЯЖНЫХ КУРОРТОВ. Готовь телегу зимой, а лыжный сезон летом. В летней прессе много предложений ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТОВ.

Классификация курортов (лечебных мест)
1. Климатические курорты (лечебный фактор – климат)
2. Бальнеотерапевтические или водолечебные курорты (лечебный фактор – минеральные воды)
3. Грязевые курорты (лечебный фактор – грязи)

Горнолыжные и пляжные курорты? Лечебный фактор – горные лыжи, а пляжные курорты – лечебный фактор пляж?

Скорее всего, в том же журнале мы найдем предложения ЛЕЧЕБНЫХ КУРОРТОВ – это, наверное, такие лечебные-лечебные места.

У меня когнитивный диссонанс. Спросим у Google, что думает современная наука по поводу того. как отзывается слово.

Нейрофизиологи из Испании попросили волонтеров прочитать слова, ассоциирующиеся с запахами: «парфюм», «кофе», «лаванда», «корица», а также нейтральные слова. Во время чтения их мозг сканировали с помощью МРТ. При чтении «душистых» слов у испытуемых активировались зоны мозга, ответственные за распознавание запахов. Когда они читатели слова «стул», «стол» – обонятельная кора оставалась интактной. Метафора «У певца был бархатный голос» возбуждала сенсорную кору, а фраза «У певца был приятный голос» не оказывала никого действия.

Как думаете, какие ассоциации у читающих вызывают рекламные тексты горнолыжных курортов и пляжных курортов?

«Горнолыжный курорт» — это уже неологизм, или еще жаргонизм, профессиональный сленг?

«А между тем нам так или иначе надо привлечь внимание публики, — сначала поразить ее, потом убедить. Искусство рекламы как раз в том и состоит, чтобы найти единственно верный для этого способ, различный для каждого вида товара». Ги де Мопассан, «Монт-Ориоль», 1886

Фото: Бикини- Шория- Гиннесс-шоу, 2013

Комментариев нет: