2013. Wellness Spa Forum. Москва. Оздоровительный туризм: тренды глобального рынка и перспективы развития в России
Надежда Маньшина
Wellness Spa Forum 2013. V Международный бизнес-форум для специалистов в области спа и велнеса в рамках XII Международной выставки для профессионалов индустрии красоты KOSMETIK EXPO Россия, Москва, МВЦ «КРОКУС ЭКСПО», 8-9 февраля 2013 г.
Оздоровительный туризм – самый динамично развивающийся сегмент туристского рынка. Мировой рынок оздоровительного туризма оценивается более чем в 2 миллиарда долларов США и продолжает расти. В России оздоровительный туризм составляет около 15 процентов рынка внутреннего туризма. Бо́льшим спросом пользуется только пляжный отдых.
Развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации, так сказано в Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» которая была утверждена в августе 2011 г. постановлением Правительства России.
Для развития оздоровительного туризма остро необходима государственная поддержка. Несмотря на то, что порядок ведения государственного реестра курортного Фонда Российской Федерации утвержден 4 года назад Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.08. 2007 г. № 522, курортного реестра в России нет. Если для турбизнеса отсутствие реестра санаториев не так важно, поскольку каждая компания работает со «своими» здравницами, то для медицины это большое упущение. Врачи не знают, в каком состоянии находится курортная отрасль. Организация оздоровительного отдыха практически возложена на туркомпании.
В настоящее время на туристском рынке России представлены около 1000 российских санаториев и более 300 курортов «на водах» из 35 стран мира. Курорты всех европейских стран объединены в профессиональные ассоциации и имеют хорошие информационные порталы, где можно не только узнать об особенностях курортного лечения, но и подобрать курорт с учетом имеющихся болезней. В России есть сайты ассоциаций курортов Кавказских Минеральных вод и известных курортов, например, Кисловодска, Анапы, Железноводска, Белокурихи.
России необходим единый интернет-портала, который бы мог не только предоставить всю необходимую информацию о курортах и санаториях, но и предоставлял возможность многофакторного поиска для выбора санатория по профилю заболевания, с учетом полиморбидности, и возникающим за счет этого противопоказаниям к использованию отдельных природных факторов.
Если поиск курорта или санатория вести через Яндекс, Гугл и др., поисковики, то, совершенно очевидно, что первые страницы будут заполнены ссылками на сайтами туркомпаний, где в описаниях курортов всё, как в романе Ги де Мопассана: воды чудодейственны и помогают от всех болезней. Где приведены длинные списки показаний, но описание спа в гостинице, чаще всего, похоже на констатацию сего факта, подтвержденную фотографиями, однако, есть полная информация о средствах размещения. Учитывая главный тренд современных санаториев: «лечить всех от всего», менеджер туркомпании не может рекомендовать «нужный курорт».
России необходим единый интернет-портала, который бы мог не только предоставить всю необходимую информацию о курортах и санаториях, но и предоставлял возможность многофакторного поиска для выбора санатория по профилю заболевания, с учетом полиморбидности, и возникающим за счет этого противопоказаниям к использованию отдельных природных факторов.
Если поиск курорта или санатория вести через Яндекс, Гугл и др., поисковики, то, совершенно очевидно, что первые страницы будут заполнены ссылками на сайтами туркомпаний, где в описаниях курортов всё, как в романе Ги де Мопассана: воды чудодейственны и помогают от всех болезней. Где приведены длинные списки показаний, но описание спа в гостинице, чаще всего, похоже на констатацию сего факта, подтвержденную фотографиями, однако, есть полная информация о средствах размещения. Учитывая главный тренд современных санаториев: «лечить всех от всего», менеджер туркомпании не может рекомендовать «нужный курорт».
По данным РОССТАТа в 2008 г. лечебно-оздоровительные процедуры как цель пребывания указали 5007 тыс человек, в 2010 уже на полмиллиона меньше –4572 тыс. чел., в том числе в гостиницах – 148 тыс. в 2008 г. и 126 тыс. в 2010 г.
Согласно опросу ВЦИОМ 27 % россиян хотели бы провести свой отпуск в санатории или на курорте. Однако отдыхали в санаториях всего лишь 4,5 млн, что составляет всего 3% населения России.
9 % россиян не хотят отдыхать на российских курортах
более 10 % россиян (14, 5 млн) уехали в прошлом году отдыхать за рубеж.
более 10 % россиян (14, 5 млн) уехали в прошлом году отдыхать за рубеж.
Эти цифры явно свидетельствуют о том, что реклама зарубежных курортов более эффективна, чем отечественных.
Сегодня на курорт едут чаще всего те, кто имел опыт лечения в санатории со времен Советского Союза. При этом средняя загрузка российских санаториев не превышает 60 процентов. Но это то же, что и средняя температура по больнице. Все хорошо знают, что загрузка санаториев Кавказских Минеральных Вод почти 100 процентов в год.
70% обеспеченных людей в возрасте 30-45 лет незнакомы с курортным лечением – это экспертная оценка крупных туркомпаний. Чтобы они не уехали оздоравливаться за рубеж, мы должны не только развивать инфраструктуру отечественных курортов и санаториев, но и рассказывать о ней. Также, как и о красоте природы в этих краях, и об уникальных лечебных методиках, доступных только в наших санаториях и спа-отелях. Например, с использованием янтаря на курортах Калининграда или сибирских трав и кедра в Ханты-Мансийске.
Единой статистики о мировом рынке оздоровительного туризма нет. Но все эксперты считают, что спрос на услуги санаториев, спа и велнес отелей будет расти. Здоровье – эта та статья расходов, на которой люди не экономят. Продвижение лечебно-оздоровительного туризма в России – это не только залог успешного бизнеса, но и социально-значимая задача.
Оздоровительный отдых в российских санаториях – это еще и развитие российской экономики, который, как и любого другого сегмента внутреннего туризма, обеспечивает мультипликативный эффект туризма. Кроме того, следует учитывать и экономический эффект санаторно-курортного лечения, как здоровьесберегающей технологии.
Оздоровительный отдых в российских санаториях – это еще и развитие российской экономики, который, как и любого другого сегмента внутреннего туризма, обеспечивает мультипликативный эффект туризма. Кроме того, следует учитывать и экономический эффект санаторно-курортного лечения, как здоровьесберегающей технологии.
© Маньшина Н.В., 2013
Маньшина Н.В. Оздоровительный туризм: тренды глобального рынка и перспективы развития в России // V Международный бизнес-форум для специалистов в области спа и велнеса. Россия, Москва8-9 февраля 2013 г.
Комментарии