Путешествие в 50+: автомобиль, поезд или самолет?

Куда б ни плыл, ни ехал ты, … прежде прочти рекомендации врача и автора «Курортологии для всех». Советы пожилым путешественникам. 


Как подготовиться к путешествию за здоровьем без риска для здоровья?

Перед поездкой на курорт или на турбазу, в гости к родственникам в соседнюю область или в дальние края обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом и пройдите обследование.

Не забудьте страховой полис, если вы путешествуете по России. Получить медицинскую помощь, предусмотренную полисом ОМС, можно в любой поликлинике или больнице.

Если вы страдаете тяжелым хроническим заболеванием, выбирая маршрут для путешествия, всегда задавайте себе вопрос: что делать, если что-то пошло не так.

Лучше составить маршрут путешествия таким образом, чтобы из любой его точки можно было добраться до многопрофильной больницы в течение получаса.

На отдыхе всегда держите при себе выписку с результатами обследования, рекомендациями врача (за границей лучше иметь перевод на английский язык), страховой полис, номер телефона местной «скорой помощи».

По статистике ВОЗ 70 процентов людей имеют 2—3 хронических заболевания в стадии ремиссии или медикаментозной компенсации. С возрастом ситуация усугубляется. Может быть, лучше в санаторий?

Дама сдавала в багаж: все, кроме жизненно важных лекарств

Всегда держите при себе жизненно важные лекарства. Если путешествуете самолетом, они должны быть в ручной клади, а не в багаже.

Имейте достаточный запас лекарств. В аптеке в горах Алтая или степях Приэльбрусья, где-нибудь еще в небольшой деревушке на пути маршрута путешествия, их может не оказаться.

Инсулин и шприцы можно и нужно везти в ручной клади. Попросите врача оформить справку на бланке поликлиники о том, что вы страдаете инсулинозависимым сахарным диабетом, которую при необходимости покажите при досмотре в аэропорту. Попросите врача помочь вам с расчетами: сколько нужно инсулина, шприцев и тест-полосок, чтобы их хватило (с хорошим запасом) на все путешествие. Найдите дополнительную информацию «путешествие и сахарный диабет». Среди страдающих сахарным диабетом много активных путешественников, которые дают очень правильные советы.

Человеку без воды (и без еды) — и ни туды и ни сюды!

Если вам предстоит длительное путешествие на автомобиле, автобусе или поезде, имейте необходимый запас воды.

Пейте достаточное количество воды, чтобы избежать обезвоживания, но не спровоцировать отеки. Ограничьте количество чая, кофе и газированных напитков, так как они могут оказывать мочегонное действие.

Продумайте план питания. В качестве перекуса подойдут сухофрукты, орехи, галеты, сухое печенье. Если планируете обед в придорожном кафе или вагоне-ресторане, сделайте выбор в пользу блюд, прошедших полную термическую обработку. Откажитесь от жирных соусов, зажарок, а также от салатов и фруктов. По собственному опыту вы уже знаете, что с возрастом отклонение от привычного питания может привести к метеоризму и диарее. Оно вам надо?

Если выбираете в качестве транспорта самолет, а план полёта и билет предусматривает питание, помните, что можно сделать выбор, если у вас сахарный диабет. Для заказа такого питания не требуется медицинского подтверждения, поэтому его можно рекомендовать всем путешественникам в возрасте 50+, особенно страдающим метаболическими нарушениями и сердечнососудистыми заболеваниями. Посмотрите все предложения авиакомпании. Медицинское питание можно заказать не позднее, чем за 36 часов. Оно может быть антиаллергенным, с пониженным содержанием жиров и холестерина, низкокалорийным, с низким содержанием соли, пуринов…

Движение — жизнь или синдром эконом-класса у пассажиров самолетов, автомобилей, автобусов

Гиподинамия — самая большая проблема, с которой сталкиваются путешественники. Сидеть в одном положении в узком кресле самолета, автобуса, автомобиля даже короткое время некомфортно, а если полет или поездка длится более трех часов, еще и опасно, особенно для пожилых путешественников.

В положении сидя приток крови по артериям практически не страдает. А вот отток крови по венам, который обеспечивается за счет сокращения мышц, нарушается значительно. Мышечно-венозная помпа голени и бедра, «перекачивает» до 75% крови из нижних конечностей и при бездействии мышц практически не работает. Вот почему вскоре после того, как вы садитесь в удобное кресло, появляется чувство тяжести в ногах. Нарушение кровообращения может привести к возникновению тромботических осложнений.

Этот синдром, который развивается у пассажиров во время, а чаще после дальнемагистральных рейсов, был впервые описан в 1950-годах. Чаще возникают у пассажиров эконом-класса воздушного судна, почему и получил такое название. Тромбоз глубоких вен, который в большинстве случаев протекает бессимптомно, возникает в результате действия нескольких факторов, связанных с салоном самолета и пассажиром, которые в совокупности предрасполагают к чрезмерному свертыванию крови.

— Самолёт: гиподинамия, гипобарическая гипоксия и низкая влажность.
— Пассажир, с наличием предрасполагающих заболеваний и факторов: избыточный вес, возраст, курение, тромбофлебит и другие заболевания вен, оральные контрацептивы или заместительная гормональная терапия, рак.

Люди, у которых есть эти факторы риска, предрасположены к повышенной свертываемости крови и подвержены риску венозной тромбоэмболии во время авиаперелетов. Бессимптомный тромбоз глубоких вен может возникать у 10% пассажиров дальнемагистральных авиакомпаний.

Тромботический синдром может развиться и у пассажиров автомобилей и автобусов, особенно у тех, кто уже имеет нарушение периферического кровообращения.

Для людей из группы риска рекомендует: комфортную, свободную одежду и обувь, эластичные компрессионные чулки. Хотя такие рекомендации можно дать всем путешественникам. Задержки рейса и другие форсмажорные обстоятельства случаются повсеместно.

Специальные упражнения для профилактики венозного застоя и тромботических осложнений смотрите в разделах: самолет, автомобиль, автобус.


Путешествие на автомобиле

Путешествуя на личной автомашине лучше передвигаться на относительно небольшие расстояния, не превышающие 800—1000 км, в противном случае потребуются остановки в пути для полноценного ночлега.

Каждые 2 часа необходимо делать 15-минутную остановку, чтобы выйти из машины и сделать небольшую разминку, каждые 4 часа – часовую остановку для обеда и продолжительного отдыха.

Пожилые пассажиры вполне могут сами вести машину, вот только с ними лучше разговаривать. Монотонная дорога нередко вызывает у них сонливость и потерю внимания. С возрастом нарушается сумеречное зрение, поэтому ночью лучше отдыхать.

Всегда пристегивайтесь, этот вопрос, как мне кажется, уже не обсуждается.

Путешествие на автобусе

Путешествия на автобусе неудобны тем, что вам придется довольно долгое время сидеть в узком кресле. При длительном пребывании в положении сидя прекращается работа мышечного насоса голени и стопы, которые при ходьбе берут на себя основную функцию перекачки крови к сердцу. В ногах может скапливаться до 1 л крови, что приводит к чувству тяжести в голени, отекам.

На маршрутах дальнего следования предусмотрены остановки. Во время следования в автобусе, в отличие от самолета, невозможно встать и постоять в проходе. Помогает изометрическая гимнастика, вращение и сгибательные движения в голеностопном суставе, разгибание с напряжением икроножных мышц, легкий массаж голеней в направлении снизу вверх.

Температура в салоне автобуса может довольно сильно варьировать, поэтому нужно взять с собой одежду на прохладную погоду, палантин или легкий дорожный плед.

Путешествие на поезде

Железнодорожный транспорт практически лишен недостатков. Этот способ передвижения достаточно комфортен и лишь ненамного уступает в скорости автомобилям.

Во время поездки на поезде пассажир может комфортно устроиться на полке в купе. Однако, не нужно забывать о прогулках.

На больших станциях прогуляйтесь по перрону. Во время движения прогуливайтесь по вагону, придерживаясь за поручень.

Можно просто постоять, любуясь видами за окном, и при этом выполнить простые упражнения для улучшения циркуляции крови в ногах. Вспомните картинку из балетного класса.

Придерживаясь за поручень, поднимитесь на носки, задержитесь в этом положении, мягко опуститесь на пятки.

Разворачивая носки внутрь или наружу, можно задействовать и другие группы мышц.

Поезд, как средство передвижения, нежелателен для людей с тромбозом, особенно при дальних поездках, поскольку длительная вибрация может спровоцировать отрыв тромба.

Только самолетом можно долететь…

Путешествие на далекие расстояния сейчас трудно представить без авиатранспорта. Самолет становится обычным средством передвижения для большего количества людей.

Главное неудобство этого транспорта – ограниченное пространство узкого кресла, в котором вам придется провести весь полет.

Гипоксия. В герметичном салоне пассажирского лайнера, летящего на высоте 10—11 тысяч метров над землей, поддерживается давление как на высоте 1800-2400 метров над уровнем моря, что может вызвать легкую гипоксию.

При наборе полетной высоты организм начинает немножко «закипать». Растворенные в крови и жидкостях газы образуют пузырьки и давят на стенки сосудов и органов. С этим связан метеоризм в полете. Неприятное чувство можно уменьшить, если в день полета исключить из рациона продукты, повышающие газообразование в кишечнике.

Гипоксия (снижение насыщения кислородом артериальной крови) во время полета может спровоцировать подъем артериального давления, нарушения сердечного ритма, другие кардиологические нарушения. Тяжелым, но, к счастью довольно редким проблемам, относят тромбоэмболические осложнения.

Для предотвращения дегидратации рекомендуется употреблять достаточное количество жидкости (вода, сок), ограничить прием кофе, других кофеинсодержащих напитков и алкоголя.

«Тромбоз авиапутешественников»: факторы риска, особенности поражения и подходы к профилактике

Частота тромбоэмболии легочной артерии, связанной с авиаперелетом, составляет в среднем 1 случай на 1 миллион пассажиров, увеличиваясь с дальностью перелета до 5 случаев на 1 миллион пассажиров. Также известно, что 1 из 250 000 пассажиров, старше 65 лет погибает от тромбоэмболии во время длительного авиапутешествия. [2]

Фраза «синдром эконом-класса» привлекла большое внимание прессы и относится к возможности тромбоза глубоких вен (ТГВ) в стесненных условиях салона самолета. Были проведены исследования, которые показали, что ТГВ может возникать в полете точно так же, как это происходит при длительном сидении и в других видах транспорта.

Для профилактики тромбоэмболических осложнений следует проводить профилактику венозного застоя в нижних конечностях, включающую изометрическое напряжение мышц голени и передвижение по салону самолета по 5—10 минут в час, когда это возможно.

Если условия полета позволяют, можно прогуляться по салону, но лучше выполнить несколько упражнений стоя у своего кресла.

При регистрации попросите место у прохода, чтобы вы стояли, опираясь на свое пустующее кресло, и не создавали дискомфорт для других пассажиров.

Поднимитесь на носочки, задержитесь в этом положении. Почувствуйте — напряжение мышц выше, когда вы едва отрываете пятки. Еще раз поднимитесь на носочки и перенесите тяжесть тела на одну ногу. Повторите с другой ногой.

Всем людям с венозными нарушениями при длительном перелете целесообразно использовать компрессионные гольфы или чулки.

На маленьких самолетах летать пожилым пассажирам не рекомендуется. Салон таких самолетов негерметичен и взлет будет напоминать восхождение на Эверест. Гипоксия в этом случае неизбежна и организму придется напрячь все силы, чтобы обеспечить нормальный тонус сосудов.

Полеты для пассажиров с особыми потребностями

В каждой авиакомпании существуют правила перевозки пассажиров. Обычно в этих правилах предусмотрен особый пункт, который так и называется – «Перевозка пассажиров с ограниченными физическими возможностями». Медленным пешеходам (инвалидам-опорникам) при наличии медицинских показаний можно заказать сопровождение до борта самолета на коляске.

Серебряным путешественникам — отдых в бархатный сезон

За последние пять лет почти каждый второй хотя бы раз отдыхал в России. Самыми популярными регионами остаются Крым, Краснодарский край, Байкал, Алтай и Сочи. ВЦИОМ, 2022

Отдых серебряных путешественников —большая многогранная тема. Отдельного разговора требует выбор места отдыха и сезона. Мы можем иметь хорошие льготы по оплате. Одна из них кешбэк и программу обещают возобновить. Действует она в низкий сезон. Ближайший — бархатный сезон, который начинается с началом учебного года, когда родители со школьниками разъедутся по домам.

Выражение «бархатный сезон» родилось в конце XIX века на Южном берегу Крыма. В те времена в конце лета и начале осени побережье покидали служащие: инженеры, учителя, чиновники и на курорты приезжали люди свободных профессий: художники и литераторы. Первых по одежде называли «ситцевой публикой», а вторых — «бархатной». С тех пор бархатный сезон на южных курортах с его приятной нежностью осеннего тепла ассоциируется с уютом и мягкостью бархата. Надежда Маньшина. Лечение на курортах Крыма.

«Бархатный» сезон наиболее благоприятен для лечения курортников серебряного возраста — начало осени, когда уже нет гиперинсоляции и гипертермии, но море, нагретое летним теплом, манит любителей морских купаний, а на побережье можно комфортно принимать солнечные ванны без риска солнечных ожогов.

В низкий сезон в санаторий можно поехать по социальной путевке. Программа отдыха для пенсионеров в каждом регионе своя. Узнайте подробности в социальных службах.

Мы едем, едем едем...

Прежде, чем отправиться в путешествие за здоровьем, прислушайтесь к себе и посоветуйтесь со своим врачом. Может быть лучше отправиться куда-нибудь недалеко, поближе к дому: в загородный санаторий, пансионат или спа-отель.

Но если вы уже запланировали дальнюю поездку, купили билеты, настроились на отдых, просто не паникуйте, а основательно готовьтесь к поездке. Спонтанность и русское «авось» уже не для нас. «Души внезапные порывы» слушаем, но потом продумываем все возможные «если что-то пошло не так».

Помним о любимых детях, это на их голову свалятся все проблемы, которые мы, планируя путешествие, можем предугадать и предупредить.

Пожалуйста, не покупайте санаторно-курортную карту у дельцов от медицины, в которой будут указаны средние анализы по больнице. Если что-то пойдет не так и врачам нужно будет принять экстренное решение, такая карта может оказать медвежью услугу. Это всегда будет напрасной тратой денег.

Поговорите с врачом, пройдите обследование, оформите выписку с результатами исследований. Сформируйте свою персональную аптечку, и смело отправляйтесь в путь.

Путешествуйте с пользой для здоровья.


© Надежда Маньшина

Фото из архива автора

Исследования:

[1] Dusse LMS, Silva MVF, Freitas LG, Marcolino MS, Carvalho MDG. Economy class syndrome: what is it and who are the individuals at risk? Rev Bras Hematol Hemoter. 2017 Oct-Dec;39(4):349-353.

[2] Scurr JH, Machin SJ, Bailey-King S, Mackie IJ, McDonald S, Smith PD. Frequency and prevention of symptomless deep-vein thrombosis in long-haul flights: a randomised trial. Lancet. 2001 May 12;357(9267):1485-9.


Источник: 



Комментарии

Отказ от ответственности

Ни одну из статей этого блога не следует рассматривать как медицинскую или юридическую консультацию. Моя цель: через блог PRO kurort рассказать о лечении и оздоровлении на российских и зарубежных курортах, организации санаторно-курортного дела и лечебно-оздоровительного туризма. Решение, как использовать эту информацию, принимаете вы сами! Читать дальше

Поддержать проект:

1. Отключить блокировку рекламы
2. Поделиться в соцсетях
3. Разместить рекламу

подробней >>

Поделиться